В Казахстане большинство бросает курить без внешней помощи

50

«Бросить курить легко, я делал это тысячу раз» — этой банальностью Марка Твена пестрит интернет, особенно если вы вобьёте в командную строку запрос, посвящённый тому, как именно расстаться с вредной привычкой. Более шестисот тысяч ответов выдаёт в только русском сегменте поисковик Google. Там и предложения помощи, и книг, статьи, курсы, личные печальные и не очень истории. Представьте себе, сколько публикаций об борьбе с табаком в мире в целом! Миллионы? Пожалуй, миллиарды. Мир борется активно борется с привычкой.

Успешно или нет, сложно сказать. Статистика говорит, что да – количество курящих в мире сокращается, но репрезентативна ли она? Всё и всех ли учитывает — это большой вопрос. Уверенно можно сказать одно – борьба с курением стала многомиллиардным бизнесом. Конечно, до показателей индустрии тут ещё далеко, но если учесть, что производство сигарет все-таки бизнес, который даёт налоги и рабочие места, а общественная деятельность никакой добавленной стоимости не формирует, только расходует деньги, полученные через гранты от того же государства, то возникает много вопросов, особенно в части эффективности и мер и, конечно же, корректности цифр.

Сложно говорить за весь мир, и, наверное, не стоит, у нас есть своя страна —  Казахстан – и попытаться понять то, что происходит на полях сражений с табаком у отечественных НПО, как минимум, интересно. В первую очередь, нужно отметить, что большинство организаций, включённых в борьбу за здоровый образ жизни, крайне закрыты. Даже последние законодательные инициативы, которые обязывают общественников раскрывать источники финансирования, подробно отчитываться о проведённой работе, формировать резюме о проведённых акциях с замерами эффективности для ознакомления с ними широких общественных масс, просто игнорируется. Вопросы, поставленные в лоб, не вызывают замешательства. Чаще всего активисты отвечают: «Мы отчитываемся только перед официальными органами, такими как акимат, министерства, ВОЗ». Иногда доходит до смешного: KPI, это такая оценка эффективности, высчитывается из того, сколько раз похвалили активистов во Всемирной организации здравоохранения. Речь идёт о движении «За Казахстан без табачного дыма». На последней пресс-конференции, представляя результаты за год, они именно так доказывают успех предпринимаемых усилий.  

При этом данные альтернативных опросов показывают, что локальная антитабачная компания провалилась. Общество не признает её эффективной, а продвигаемые общественными организациями меры считают бессмысленными. Исследовательская компания «Лаборатория проектов» к дню всеобщего осуждения табака подготовила свой очередной опрос и вот что получилось: 72% казахстанцев определили для себя, что меры по борьбе с курением можно считать неэффективными и формальными, год назад это было ещё 70%.

Всего 5% респондентов считают любые изменения внешнего вида упаковки убедительной мерой для отказа от курения.

Удивительно, но именно эту меру активисты борьбы с табаком ранее считали самой действенной. Так, в апреле 2013 Джамиля Садыкова в интервью одной из провинциальных газет говорит, что «эта мера заставит больше миллиона казахстанцев расстаться с привычкой дымоглотства». Все аргументы против просто игнорировались на том основании, что они – результат работы табачного лобби. То, что от рисования страшных комиксов на пачках никакого эффекта не будет, говорили и психологи. Они напоминали, что мозг благодаря особому своему устройству может не замечать не прямую опасность. Человек, увидев картинки, через незначительное время перестаёт описываемые последствия примерять на себя.

Так и произошло. Общественное мнение подтверждает выводы экспертов, сделанные три года назад. Но ужас в том, что табачные штрейкбрехеры это понимали с самого начала. В одном из изданий без всяких исследований Джамиля Садыкова констатирует провал инициативы: «Мы уже выяснили, что устрашающие картинки, которые появились на пачках летом, мало помогают». Судя по всему, задача была шире изначально, но активисты боятся активного сопротивления. Значит, идти к цели нужно мелкими шагами.

Уговорить общество сначала печатать страшные картинки. Нарисовать статистику о прогрессе и успехах борьбы и сказав, что до полной победы над миллионом курильщиков нахватает одного шага – обезличить и спрятать продукт. Все это время вести шикарный образ жизни. Снимать дорогой офис, ездить в заграничные турне на симпозиумы. Этакая форма паразитирования на фобиях, при этом можно открыто игнорировать данные, что 49% опрошенных вообще не замечают сокращения числа курящих стране, важно, как это видит для себя НПО.

Данные, полученные от ритейлеров, говорят только о незначительном сокращении продаж, а присутствие на рынках контрабанды и вовсе говорит о росте потребления.

К счастью, то, что это имитация бурной деятельности антитабачников, все отчётливо понимают в обществе. Уже 40%, согласно результатам опроса, отмечают, что деньги, выделяемые из бюджета на борьбу с курением, расходуются неэффективно и непрозрачно, что не только способствует сохранению числа курящих граждан, но и порождает вопросы о целевом использовании бюджетных средств. А ещё 26% уверены, что деньги налогоплательщиков нужно направлять на решение других, более насущных социальных вопросов.

Справедливость подобных утверждений подтверждает тот факт, что 64% из ранее куривших бросили, не прибегая к внешней помощи и уверены в том, что, победить привычку можно изменив качество жизни. В действенность запретов уже верят лишь 11% казахстанцев, тогда как ещё два года назад эта цифра была на уровне 27%. При этом в Казахстане функционирует 3587 школ здоровья, 252 центра укрепления здоровья, 101 антитабачный центр и 87 молодёжных центров. Представляете сколько нужно денег, чтобы содержать всех этих активистов!

Так что возникает вполне резонный вопрос об эффективности выделяемых денег на борьбу с курением и пропаганду здорового образа жизни. Общество говорит – нужны спорткомплексы, ДЮСШ и дворовые спортивные площадки, нужны деньги для оплаты миллионов часов ­ тренерам и покупки тысячи комплектов разной спортивной формы, а что имеем мы? Невнятные плакаты, грамоты от ВОЗ, банкеты и фуршеты, тупые флешмобы.

Есть один способ начать бороться с курением по-настоящему – признать его болезнью, но этого не сделают никогда. Потому что затраты на лечение страны будут колоссальны, а результаты легко измеряемы. Тогда здоровый образ жизни придётся переводить из деклараций в реальную отрасль, а на это нужно куда больше денег, чем на строительство пантеона. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: informburo.kz