На заседании комиссии по культурной политике обсудили тему профилактики терроризма и религиозного экстремизма. В свете терактов, потрясших эти летом Актобе и Алматы, проблема встала особенно остро.
Руководитель управления по делам религий Айдар Есенбеков рассказал, что на профилактику религиозных преступлений ежегодно тратятся десятки миллионов тенге. Проводятся лекции, ведётся работа в социальных сетях. Но Айдар Есенбеков тут же признался, что денег не хватает даже на создание социальных роликов. Кроме билбордов, никакая пропаганда в медиа не ведётся.
«У нас есть активные группы в социальных сетях. Но нет специальных программ, фильтрующих сообщения и комментарии пользователей и отслеживающих экстремистские настроения. Такие программы стоят дорого. Мы делаем лишь то, что в наших силах», – сказал Айдар Есенбеков.
В ходе разговора выяснилась ещё одна существенная деталь: в исправительных учреждениях Алматы ведётся очень слабая работа по профилактике религиозного экстремизма, хотя именно в тюрьмах процветает подрывная работа религиозных деятелей ортодоксального толка. Осуждённые за преступления охотнее обращаются к Богу — тут-то их и ожидают проповедники деструктивных течений.
«В Алматы действует четыре таких учреждения, – рассказал Айдар Есенбеков. – В каждом из них есть молельные комнаты. Имамы регулярно посещают заключённых, проводят беседы. Недавно в библиотеке одной из тюрем мы изъяли несколько видов литературы религиозного направления. Отправили образцы на экспертизу и попросили руководство учреждения запретить доступ заключённых к этим книгам, пока результаты не будут готовы».
На вопрос журналиста Informburo.kz, имеются ли при исправительных учреждениях мечети и сколько времени имамы проводят с заключёнными, ответил главный имам города Алматы Нурбек Есмагамбет.
«Имамы приходят, беседуют с заключёнными и уходят. А духовные учреждения при учреждениях исправительных запрещены законом Казахстана», – сказал Нурбек Есмагамбет.
В итоге профилактическая работа сводится к нулю, так как представители деструктивных религиозных течений проводят в камерах 24 часа в сутки, агитируя всех окружающих обратиться к их извращённым толкованиям Корана. А вот на вопрос журналиста, почему бы не закрепить за каждым исправительным учреждением штатного имама, наряду с психологами и социологами, руководитель управления по делам религий дал очень странный ответ.
«Спросите у имамов – кто из них хочет работать в тюрьме? Кто вообще хочет работать в тюрьме!» — воскликнул он.
Однако в тюрьмах практически всех стран мира имеются религиозные сооружения: часовни, церкви и даже монастыри. Духовные наставники всегда на связи с заключёнными и готовы поддержать их в любой момент. Оказалось, что в Казахстане такая работа не практикуется.
О теракте в Актобе можете прочитать здесь.
А здесь все материалы по стрельбе в Алматы.
Источник: informburo.kz