Итоги недели: «Непонятки» в деле Ерасыла Аубакирова

387

Больше всего читателей Today.kz на этой неделе заинтересовала новость о том, что полицейские выпустили из следственного изолятора Аяна Мейрбаева. Напомню, он был одним из подозреваемых в убийстве студента столичного вуза Ерасылан Аубакирова. В прессе его даже называли главным подозреваемым. Вероятно потому, что на видеозаписях последних часов жизни жертвы, которые просочились в Интернет, юношу избивает человек, комплекцией и цветом волос похожий на Мейрбаева. Его лицо рассмотреть практически невозможно, он старательно отворачивался от камеры. Изображение слева – максимально четкий кадр, который мне удалось выделить из видео.

Похож ли Аян Мейрбаев (он на фотографии справа) на этого человека? Видимо, следователи решили, что не похож, поэтому отпустили и прекратили в его отношении уголовное преследование. Как заявил редакции Today.kz официальный представитель МВД РК Алмас Садубаев, «за отсутствием состава преступления».

А, может быть, следователи вообще не брали в расчет эту видеозапись? Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов заявил, что руководствуется только тем, что есть в уголовном деле, а то, что в социальных сетях, его не интересует.

«Что значит «он был главным подозреваемым»? Уже столько месяцев идет расследование. Всем, кому положено, предъявили обвинение. На суде все узнаете», — сказал Касымов журналистам.

Позиция министра в данном случае может вызывать у общественности какую угодно эмоциональную реакцию, но с формальной точки зрения он и должен руководствоваться материалами уголовного дела. Вот только теперь непонятно, приобщены ли к делу видеозаписи? Если да, то непонятны слова Касымова, обращенные к представителям СМИ: «Кто вам давал фото, видео? Кто его распространял в социальных сетях?». А если видео в деле нет, то возникает вопрос – почему?

Сразу оговорюсь, у меня нет никаких доказательств, и я ни в чем не обвиняю полицейских, которые расследуют убийство. Но вот что интересно: еще в конце зимы корреспонденты Today.kz выяснили, что отец Аяна Мейрбаева упоминается как директор базы отдыха «Мелада» в Восточно-Казахстанской области. А на сайте акима Зыряновского района ВКО эту базу называют инвестиционным проектом общей стоимостью 600 миллионов тенге, который был одобрен для включения в Карту индустриализации. То есть деньги у семьи есть.

Возможно, что все это просто совпадения, но казахстанцы стали выражать в социальных сетях бурное возмущение. Многие вспомнили историю Максата Усенова, чье имя уже стало нарицательным для случаев, когда виновникам преступлений и правонарушений удается избежать ответственности.

Правда, на этой же неделе генеральный прокурор Жакип Асанов всех заверял, что дело Усенова расследовали строго по закону. Дескать, следствие ничего не могло сделать по факту смерти человека под колесами автомобиля, потому что виновная сторона примирилась с потерпевшими и возместила им ущерб.

«После Усенова задумались, в том числе и парламент, и приняли закон. Если преступление связано с причинением смерти, то никакого примирения быть не может. И с тех пор уже по таким уголовным правонарушениям, преступлениям примирения нет», – сказал Асанов.

Шквал негодования казахстанцев в Интернете генпрокурор объяснил слабой информационной работой госорганов, мол, не смогли объяснить народу нормы закона, которые на тот момент позволяли наказать виновника ДТП только по административным статьям. Что ж, теперь у знаменитого мема «Усенов сбил человека насмерть и отделался штрафом» хотя бы есть объяснение. Но оправдания, по-моему, все равно нет.

Вообще, слова о слабой информационной работе госорганов в последнее время звучат все чаще. Первым, как все помнят, об этом заявил Президент Нурсултан Назарбаев, давая оценку земельным митингам. Там ведь сложилась практически та же ситуация. Народу толком не объяснили суть законодательных изменений в Земельном кодексе, и в итоге страну едва не разорвало судорогой общественного гнева.

Странно, что в ситуации с освобождением Аяна Мейрбаева руководство МВД снова наступает на старые грабли. Казалось бы, что стоит объяснить людям более-менее подробно (естественно, так чтобы не помешать следствию), почему фигурант громкого дела недавно был обвиняемым, а теперь в его действиях «отсутствует состав преступления»? Что это значит? Четыре с половиной месяца назад ошиблись и задержали не того? Или видеозапись не имеет отношения к убийству? А, может быть, закон разрешает связывать и избивать человека? Хотелось получить внятный ответ, потому что если люди не понимают власть, то следующая стадия уже «верю-не верю»…

Автор статьи:

Каиржан Смагулов


Источник: today.kz