Как я и обещал себе, ни одного репортажа из Рио-де-Жанейро я не смотрел. Да и не до того было. Всё это время я провёл в счастливой горной стране, где большинство жителей вообще ничего не слыхало про Олимпийские игры как таковые. Гольф и травяной хоккей – вот те единственные виды, в которых местные как-то разбираются. Но интерес к ним не столь велик, чтобы на три недели бросать работу и просиживать время у телевизора. Да и телевизора-то в счастливой стране большинство не имеет. Так что Олимпийские игры не повод для изменения сознания.
Репортажей из Рио я не видел. Однако за Олимпиадой между делом следил. По новостям в интернете. И характер этих новостей любопытен. Главное место в них на сей раз занимали вовсе не спортивные состязания и рекорды. А скандалы, разборки, взаимные обвинения, обиды, заявления, размеры призовых и прочие околоолимпийские страсти. Состязания на новостных аренах происходили фоном, как бы между делом. А про рекорды, навскидку, я сейчас вообще не припомню. Если они и были, то проскользнули мимо.
А может быть, время рекордов прошло?
Может быть, и так. А всё потому что лощёные заокеанские дядьки наконец получили в свои руки вожделенные рычаги манипуляции спортивными результатами. С помощью лукавой алхимии, методы которой монопольно оказались в их руках, они научились получать золото из урины спортсменов. Спортивный пот, который веками считали показателем отдачи, оказался пустой породой. И никакие полученные медали отныне не принадлежат атлету гарантированно и пожизненно. Мало выиграть и получить награду. Нужно ещё умудриться сохранить её в своих руках, удержать, по крайней мере – до конца жизни. Не только стать великим чемпионом. Уйти чемпионом.
А это значит, что сами спортсмены в ближайшем будущем уже не будут иметь своего прежнего значения всенародных героев. Любая полученная медаль станет не финалом, а прологом основной борьбы. И жизнь любого рекордсмена отныне превращается в длительный процесс защиты своего достижения. Не в отстаивание с себе подобными на аренах и стадионах, а в сутяжные тяжбы в арбитражах и судах.
Таким образом, атлеты, а равно и их тренеры, будут всё глубже отходить в спорте на задний план. А вперёд всё больше будет выдвигаться огромная паразитирующая надстройка – чиновники, алхимики, юристы, функционеры, технологи, журналисты и прочая околоспортивная братия, которая уже сейчас счастливо потирает всякие заветные места в предвкушении безбедного будущего.
Система породила монстра, который отныне и будет править бал. Как во всём мировом спорте в целом, так и в Олимпийских движениях в частности.
А причины такой ожидаемой трансформации в том, что большой спорт в начале XXI века стал сферой очень больших денег. Прибыльной отраслью мировой экономики. Так что удивляться нечему – игра отныне ведётся (и будет вестись) вовсе не по принципам древних греков и Кубертена. А… «Капитал» читайте, господа! Отныне никаких принципов вообще не будет. А чего вы хотели, если спортивные рекорды, а равно и их носители стали банальным товаром, заключённым с двух сторон в тесные рамки конкретных денежных сумм? Вложенных и полученных.
О спорт, ты – мир! А мир наш столь неоднозначен и противоречив, что всё больше футурологов сомневается в его перспективах. Никогда ещё в истории цивилизации деньги не были столь всемерным и абсолютным мерилом всех ценностей, как ныне. И любое напоминание о том, что не все проявления человеческого измеряются материально, встречает в лучшем случае массовое непонимание имеющих уши. Вот потому-то не имеет смысла искать в нынешнем спорте причин его уродливой трансформации. Ведь он – это мир.
Не знаю, как Кубертен, но античные греки, наверняка бы искрутились бы в своих гробах, коли бы их благоразумно не сжигали на погребальных кострах. Античные рекордсмены ведь наивно боролись на своих первобытных Олимпиадах не за призовые, а лишь за славу родного полиса.
«Напомню, что единственной наградой, которая вручалась победителям у греков, был венок из дикой оливы (κότινος). Потому в Играх принимали участие как воины, так и политики, ремесленники, философы. Об этом я писал ранее, высказывая мнение о том, что «Соревнования по допингу собираются включить в олимпийскую программу».
В нашем мире, где экономика всё меньше отделяется от политики, где то и другое, плавно перетекая, лишь дополняет друг друга, «родной полис» атлета может легко стать аргументом, как за, так и против послестартовой нервотрёпки. Всё зависит от той силы, на стороне которой атлеты выступают. И травля российского спорта накануне «главного старта четырёхлетия» (то, что досталось и Казахстану, и Беларуси, объяснимо – чиновники «по ту сторону» традиционно не сильны в географии) – ярчайший тому пример. С Россией планомерно и хладнокровно рассчитывались за строптивость, за непослушание, за Крым, за Путина, за Сирию, за Зимнюю Олимпиаду в Сочи, за нелюбовь к геям. Били по самому болезненному, по престижу. Исподтишка. Подкараулив в тёмном «вадовском» углу. Это, конечно, не конец, но… Мавр сделал своё дело.
Таковы уж правила игры в современном спорте. Если ты послушная и угодливая Германия, то тебе и карты в руки. Тузы, короли и джокеры. А если – непокорная Россия, то останешься с одними некозырными шестёрками. Так чего стесняться, если вся колода в твоих руках и монополия на высшую истину в твоём полном распоряжении? А истина – в моче. В моче нынче сила, а не в мышцах! И кто платит, тот и заказывает анализ. И в конечном итоге получает дивиденды. Политика – экономика – деньги – товар – деньги…
Медаль в копилке…
А большой спорт? Спорт жалко. Он ведь для всех нас – и атлетов, и болельщиков – стал частью жизни. С ним связано столько горьких разочарований и моментов высшей радости. И очередные Олимпийские игры всегда с нетерпением ожидались миллионами землян, чтобы хоть на их время отрешиться от всего земного. Или, по крайней мере, забыть про политику. Наслаждаясь одной лишь чистой борьбой и беспристрастным судейством. Время большого спорта прошло?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник: informburo.kz