Как заявила государственный секретарь РК Гульшара Абдыкаликова в ходе межведомственного совещания по профилактике бытового насилия в Генеральной прокуратуре, вызвавшие общественный резонанс случай поджога Светланы Садуевой бывшим мужем, а также недавний инцидент с известным продюсером Баян Есентаевой, обнажили проблему бытового насилия.
«Сегодня остро актуализируется вопрос дальнейшего совершенствования законодательства в рассматриваемой области. Необходимо, чтобы закон был ясен населению и стал нормой жизни каждого», — сообщила она и обозначила задачи, которые следует совместно решать с правоохранительными органами.
«Первое – рассмотреть вопрос об изменении и дополнении в статью Уголовного и Административного кодексов, а также в действующее законодательство по вопросу усиления ответственности лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния в отношении женщин и детей, конечно. Второе –совершенствовать статистическую отчётность по бытовым преступлениям с целью получения более полной о объективной информации о всех формах насилия в отношении женщин и детей», — высказала своё мнение Абдыкаликова.
Фото с сайта kaztv.kaztrk.kzГульшара Абдыкаликова
Третьим важным моментом она назвала создание эффективного механизма взаимодействия правоохранительных и других госорганов, НПО для обеспечения помощи жертвам насилия и их реабилитации. В четвёртых, по её мнению, нужно организовать комплексную подготовку и обучение социальных работников, соответствующего персонала органов правопорядка, здравоохранения и социальной защиты для работы с лицами, подвергшимися насилию. Кроме того, по словам госсекретаря, следует проводить систематическую информационно-разъяснительную работу, направленную на профилактику бытового насилия в семье и обществе, развивать профессиональную консультацию населения в этом вопросе.
Такая необходимость, по словам Гульшары Абдыкаликовой, назрела в связи с низкой обращаемостью женщин в правоохранительные органы.
«Сегодня общество не в состоянии защитить женщину, потому что она редко обращается в местные полицейские службы, а обидчик и общественная мораль зачастую не считают это преступлением. Зачастую заявления и сообщения о фактах насилия в семейно-бытовой сфере получают отказ в возбуждении уголовного дела. В то же время, полицейским порой бывает сложно набрать необходимый материал, так как женщины скрывают, что стали жертвами бытового насилия со стороны супруга или детей. Таким образом, в обществе формируется устойчивое мнение о безнаказанности, так как уклонение правонарушителя от явки в суд позволяет вовсе избегать наказания», — уточнила она.
По мнению государственного секретаря Гульшары Абдыкаликовой, в Казахстане происходит криминализация отдельных составов административных правонарушений путём их перевода в категорию уголовных проступков. Она отметила, что раньше к правонарушителю в части бытового насилия можно было применить административный арест.
«Это была достаточно эффективная мера. А сейчас замена этой меры досудебным расследованием, только в суде, и санкции, сводящиеся к выплате штрафа в размере 200 МРП – это 424 тысяч тенге, которые опять же налагаются на семью – заставляют женщину примириться со своим мучителем и забрать заявления обратно. Эти меры создают предпосылки для снижения наработанного многолетнего потенциала профилактики бытовой преступности, чреваты тяжкими последствиями, вплоть до убийства. И проблема насилия снова загоняется назад в семью. Кроме того, невозможно применение альтернативного наказания в виде ареста в связи отсутствием в стране специальных арестных домов», — заявила она.
Помимо всего, по словам госсекретаря, существуют проблемы с задержанием таких правонарушителей.
«Если раньше полицейские имели право держать правонарушителя в отделе полиции до 48 часов согласно Административному кодексу, то сейчас – не более трёх часов. Под следствием жертвы бытового насилия, 90% из которых являются женщинами, не желают дальнейшего разбирательства, не обращаются в суд и направленные в органы внутренних дел материалы в судах не рассматриваются», — добавила Абдыкаликова.
Она также отметила, что только в 2015 году ответственности избежали порядка 2000 семейных дебоширов.
Источник: informburo.kz