АО НК «КазМунайГаз», 100% акций которого принадлежат государству, в пятницу, 17 июня, созвало внеплановое совещание, чтоб пересмотреть соглашение о взаимоотношениях со своей «дочкой» АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», где материнская компания имеет долю в 63%, пишет британское издание Financial Times.
НК КМГ настоятельно предложила миноритарным акционерам продать свои доли. Независимые директора РД КМГ в свою очередь заявили, что уйдут в отставку, если это предложение будет одобрено, так как такая сделка значительно ослабит полномочия независимых директоров в пользу государства, поставит под угрозу независимость РД КМГ и не принесёт успеха компании в целом.
Кроме того, предложенная НК КМГ цена выкупа акций и глобальных депозитарных расписок (ГДР), по мнению независимых директоров РД КГМ, сильно занижена. Сообщается, что нацкомпания предложила миноритариям 7,8 доллара за одну глобальную депозитарную расписку. При этом материнская компания продолжит покупать простые акции РД КМГ по 47,28 доллара и привилегированные — по 27,62 доллара за бумагу.
Как заявляет материнская компания, выкуп акций проводится с целью снижения операционных расходов РД КМГ и НК КМГ.
Между тем, попытки выкупить долю миноритарных акционеров НК КМГ предпринимает не в первый раз. В 2015 году нацкомпания уже заявляла о таком намерении. Тогда эксперты рынка по-разному оценили как само намерение, так и его последствия для РД КМГ в частности и нефтяного сектора Казахстана в целом. Большинство из них склонялось к выводу, что сокращение операционных расходов лишь одна, при том не главная, цель «Казмунайгаза». Эксперты увидели стремление такой мерой делистинговать «дочку» по примеру ENRC, с тем чтобы понизить прозрачность внутренних процессов.
Сделка выглядела так, как будто государственным чиновникам надоела прозрачность РД КМГ и ее зависимость от миноритарных инвесторов, которая жестко требуется по правилам листинга бирж, предположил тогда независимый финансист Мурат Темирханов, комментируя ситуацию.
«По всей видимости, правительству понравился пример ENRC, когда после ряда финансовых скандалов внутри компании, контролирующие акционеры выкупили акции у миноритарных акционеров и также осуществили делистинг. В результате компания стала довольно непрозрачной. Что однозначно плохо. Как говорится, в тихом омуте черти водятся», — сказал тогда эксперт.
Сейчас Financial Times также сравнивает борьбу «Казмунайгаза» и его дочернего предприятия с долгим противостоянием Евразийской корпорации природных ресурсов с независимыми директорами из Великобритании. В результате ENRC покинула британский рынок, оставив клубок неувязок внутри руководства, коррупционных обвинений и нанеся тяжёлый удар по международной репутации Казахстана.
Противостояние «Казмунайгаза» и РД КМГ, по мнению Financial Times, станет решающим тестом для зарубежных инвесторов в отношении Казахстана, особенно на фоне подготовки к масштабной программе по приватизации.
Для принятия поправок необходимы голоса как минимум 50% миноритариев. Собрание, на котором примут решение, состоится 3 августа.
Независимые директора РД КМГ назвали это предложение оппортунистическим и активно призывают голосовать против этих поправок. Для информирования акционеров даже создан специальный сайт, где указаны все «против» данного решения.
В «Казмунайгазе» заявили, что «не стремятся получить значительную долю в РД КМГ через это предложение о покупке, а лишь хотят дать путь выхода тем акционерам, которые не поддержат изменения».
РД КМГ входит в тройку лидеров по объему добычи нефти в Казахстане. Общий объем добычи компании с учетом долей в компаниях ТОО СП «Казгермунай», CCEL (АО «Каражанбасмунай») и «ПетроКазахстан Инк.» в 2015 году составил 12,4 млн тонн (251 тысяча баррелей в сутки).
Объем консолидированных доказанных и вероятных запасов компании, за вычетом долей в совместных предприятиях, по состоянию на конец 2015 года составил 193 млн тонн (1 409 млн баррелей).
Во время IPO в сентябре 2006 года РД КМГ привлекла более 2 млрд долларов.
Вместе с тем, Reuters напомнил, что, имея высокий уровень задолженности, НК КМГ едва избежала дефолта в 2015 году, когда Национальный банк Казахстана влил 4 млрд долларов, чтобы спасти ее.
Источник: informburo.kz