Опубликованное 12 июля на сайте nur.kz интервью руководителя следственно-оперативной группы Сакена Таубалды вызвало немедленную реакцию адвокатов отца и сына Матаевых. Они созвали экстренную пресс-конференцию, на которой попытались опровергнуть все тезисы, изложенные следствием в СМИ.
Таубалды рассказал ресурсу некоторые подробности расследования дела в отношении президента Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева и его сына, генерального директора информационного агентства «КазТАГ» Асета Матаева.
По мнению адвокатов, материал является заказным и никакого отношения к истинному положению дел не имеет. В течение всей пресс-конференции адвокаты утверждали, что следователь некомпетентен делать заявления, изложенные в интервью, а необходимые экспертизы проведены не были.
Текст статьи они разобрали на части и каждый кусок прокомментировали. Но в то же время сами не могли дать никакой конкретной информации по делу, ссылаясь на неразглашение тайны следствия. Кроме того, Мадина Бакиева сослалась на спешку: интервью вышло вчера вечером, а пресс-конференцию решили провести уже сегодня в 11 утра. Именно поэтому они с Андреем Петровым не смогли как следует подготовиться к встрече с журналистами.
Таубалды заявил: бывшие руководители КСИИ Кальянбеков, Берсебаев, Арпабаев и Казангап, сотрудник Комитета Байбосынов и главный директор по стратегическому управлению «Казахтелекома» Маханбетажиев злоупотребляли своими полномочиями, продвигая интересы «Национального пресс-клуба» (НПК) и агентства «КазТАГ» при проведении тендеров на получение госзаказа.
«В чём заключается их злоупотребление, если они не получали взяток и откатов от Матаевых и соответственно не имели заинтересованности в продвижении НПК и КазТАГа? Конкурсные процедуры проведены в соответствии с законом РК о государственных закупках. Его содержание должно быть известно господину Таубалды, в силу его профессиональных обязанностей и профильного образования», — рассказала адвокат Матаевых Мадина Бакиева.
Адвокаты прокомментировали озвученные Таубалды якобы похищенные Матаевыми суммы. Согласно тексту, опубликованному на Nur.kz, Матаевы, находясь в преступном сговоре похитили у Комитета (связи) и «Казахтелекома» в общей сложности более 312 миллионов тенге.
«Из чего сложилась эта сумма: у Комитета было похищено 169 миллионов, у Казахтелекома — 143,9 миллионов. Кроме того, Сейтказы Матаев уклонялся от уплаты налогов – не уплачено в общей сложности 300 миллионов тенге. К слову, 47,1 миллионов из этих средств Матаев-старший возместил», — отметил Сакен Аманжолович.
«Хотим подчеркнуть, что суммы по Комитету и Казахтелекому высосаны из пальца, так как не подтверждены ни одним документом и на них были сделаны заказные экспертизы без всестороннего и объективного анализа», — говорят адвокаты.
Следователь рассказал, что техническая спецификация госзаказа Комитета связи была составлена так, что выиграть тендер мог только КазТАГ Асета Матаева.
«По договору КазТАГ должен был готовить и размещать материалы о деятельности государства в области внутренней и внешней политики, укреплению институтов финансовой сферы, социально-экономической и общественно-политической жизни страны», — сказал Таубалды.
«Техническая спецификация составляется заказчиком, а преимущество КазТАГа — в его партнёрах за рубежом, — парировала Мадина Бакиева. — Являясь следователем, Таубалды обязан знать такие вещи, так же как, и знать закон о государственных закупках, чтобы делать выводы в соответствии с законом. Если потенциальный поставщик соответствует требованиям Закона о госзакупках, то из его оценки конкурсных процедур Казахтелекома и Комитета можно сделать вывод, что следователь в этом вопросе некомпетентен».
К примеру, в 2013 году требовалось выпускать не менее 5-7 аналитических материалов каждый день и три раза в неделю – интервью по заданной тематике. Фактически же они публиковались единицами, иногда вообще не размещались», — говорит Сакен Аманжолович.
«Для проведения оценки необходимо назначать филологическую экспертизу с привлечением соответствующих специалистов и экспертов, которая и даст оценку объёму, содержанию и количеству материалов», — сказала Мадина Бакиева.
Опровергая утверждения Таубалды, изложенные в интервью, адвокаты Мадина Бакиева и Андрей Петров посетовали, что на их жалобы и запросы не отвечают ни прокуратура, ни следователи. А после опубликования материала Сакен Таубалды перестал отвечать на телефонные звонки.
«Мы думаем, что это чей-то проплаченный заказ. Формируется общественное мнение, что Сейтказы Матаев преступник. В статье Nur.kz множество нестыковок, недоказанных фактов. Мы будем проводить нужные экспертизы, и не исключено обращение в суд. Данные провокации лишь подтверждают невиновность наших подзащитных», — заявила адвокат Мадина Бакиева.
За время следствия Матаев несколько раз попадал в больницу. Но следователь Таубалды рассказал в интервью Nur.kz, что бывший президент Союза журналистов на самом деле здоров. По словам Таубалды, Матаев вызывает «скорую помощь» каждый раз, когда его навещают сотрудники следственного Комитета.
«Уже после перевода под домашний арест Матаев начал игнорировать следственную группу – с 23 февраля он не участвовал ни на одном следственном действии, постоянно ссылаясь на состояние своего здоровья… В результате мы были вынуждены провести судебно-медицинскую экспертизу, которая подтвердила, что Матаев может участвовать в следственных мероприятиях. Но и после этого он ни разу не явился на следственные действия. С материалами дела он ознакамливался дома», — говорит Сакен Таубалды в интервью Nur.kz.
Адвокаты же утверждают, что судебно-медицинская экспертиза в отношении С. Матаева была проведена.
«Она подтвердила, что в случае если следственные действия могут вызвать психологические или эмоциональные расстройства, они категорически запрещены. У Матаева-старшего повышенное давление, об этом следователь не мог не знать», — сказал адвокат Петров.
В феврале этого года стало известно, что в хищении госсредств и уклонении от уплаты налогов подозревается председатель Союза журналистов Сейтказы Матаев. Сразу после обвинений Матаев был госпитализирован в городской кардиологический центр Алматы с диагнозом «гипертонический криз». 22 июня ему продлили срок домашнего ареста.
Источник: informburo.kz