В ДУМК ответили на обвинения в коррупции

248

Скандал с религиозным оттенком разыгрался в Казахстане после нашумевшего заявления журналиста и президента Федерации қазақ күрес Армана Шураева. 

В своём  посте в Facebook он указал на то, что имамы в Казахстане зачастую ведут себя как не очень высокодуховные люди, способствуя коррупции.

В разоблачительном посте Шураев также обвинил мусульманское духовенство в том, что оно не может вселить в молодёжь веру, поэтому она стала увлекаться альтернативными радикальными течениями в исламе. 

«Откуда взялись салафиты? Почему они разгуливают с автоматами и убивают налево-направо?Думаю, что, во-первых, виновато в этом наше государство, так и не сумевшее создать условия для того, чтобы у молодёжи была достойная, постоянная работа, жильё и прочее, что можно назвать одним понятием — уверенность в будущем. Во-вторых, виноваты сами имамы и ДУМК. Да, мы построили за эти годы две тысячи больших и малых мечетей, но не вдохнули в них веру. За все эти годы не было ни одного муфтия со стержнем, который мог сам выходить к пастве и объяснять сложные вещи простыми словами, направлять на путь истинный», — написал Арман Шураев .

Вся система муфтията, по мнению Шураева, пропитана мздоимством и узаконенным вымогательством.

«В семье горе — умер кто-то. В Турции имам сам идёт в этот дом, читает намаз, интересуется, нужна ли материальная помощь. Если да — мечеть берёт на себя львиную долю расходов, особенно если семья бедна, — говорится в посте Шураева. —  Никто никому в руку не суёт пожамканные купюры. Потому что там настоящие имамы и вера, если у человека горе — вера и её служители приходят на помощь. У нас же всё с точностью наоборот: надо ехать в эту мечеть, поуговаривать, привезти-увезти, торге посадить, пакет с мясом и всякими отрезами положить, бабки в карман засунуть. Это всё уже какой-то ритуал, который ничего общего с исламом не имеет. Более того, в той же Турции и у саудитов, если случился потоп, наводнение, землетрясение — первыми на помощь наравне с ЧС приходят муллы. Раздают питание, обеспечивают кров. Нашим псевдомуллам такое и в голову не придёт».

Шураев приводит в пример Турцию, в которой пожертвование сопровождается фискальным чеком, а каждую пятницу имам мечети на жума-намазе объявляет пастве, сколько денег собрано за неделю, и коллегиально принимается решение об их распределении. В Казахстане же, по его словам, не ведётся контроль при вскрытии ящиков с пожертвованиями. 

«По самым скромным подсчётам, годовой оборот наших мечетей составлял не менее 70 миллионов долларов! Колоссальные деньги для нашей небольшой страны. Думаю, все расходы ДУМК не превышают и трети этой суммы. Всё остальное могло бы быть использовано для помощи нуждающимся. Но я ни разу за все эти годы не слышал о том, что наши имамы построили кому-то дом, оплатили кому-то обучение. Это не муфтият, а вертикально интегрированная коррупционная пирамида. И это вижу не только я, но и сотни молодых ребят, которые понимают, что нет веры в этих мраморных дворцах с минаретами, и идут к другим проповедникам. И пока всё будет так, салафитов будет всё больше и больше», — пишет Арман Шураев. 

Руководитель отдела интернет-пропаганды ДУМК Мурат Манапулы ознакомился с заявлением Армана Шураева и дал ему ответ. 

«ДУМК считает его заявление не соответствующим действительности», — говорит Мурат Манапулы.

В ответ на слова Шураева о том, что мечеть не может завладеть душами молодёжи, и та стремится к нетрадиционным религиозным течениям, Мурат Манапулы пояснил, что салафизм — мировая проблема и нельзя винить в этом только мечети.

«Салафизм – это проблема не только Казахстана, а мировая тенденция, — прокомментировал Мурат Манапулы. — Это распространено и в России, и нам известно, что они когда-то устроили в Чечне. Он показывает это так, будто это проблема исключительно Казахстана, но это мировая тенденция. В Европе тоже развивается салафизм. Даже можно сказать, что основа ИГИЛ базируется на салафитской идеологии. Каждая страна борется с этим по-своему. В Узбекистане и Таджикистане это религиозное течение запрещено на законодательном уровне, а у нас применяют более толерантные методы».


Мурат МанапулыФото предоставлено ДУМК РКМурат Манапулы


В ДУМК настаивают на том, что казахстанское мусульманское духовенство ведёт пропаганду против нетрадиционных течений в исламе на должном уровне.

«ДУМК всеми своими силами старается противостоять этому течению, — говорит Мурат Манапулы. — У нас нет других инструментов для борьбы, мы не можем запретить салафизм. У нас нет таких полномочий. У нас открыто работают ваххабитские сайты, они открыты. Они ведут свою пропаганду в квартирах, в кафе. Мы можем противостоять им только идеологически. И поэтому мы занимаемся просветительской работой. Мы ведём интернет-сайты. У нас их 20. И они имеют высокий рейтинг, несмотря на то, что они однопрофильные»

По словам Манапулы, примерно в 800 мечетях ведётся бесплатное обучение основам шариата. В прошлом году были обучены 50 тысяч человек. Он уверяет, что люди, которые обучились в мечети, никогда не пойдут за салафитами.

«Работает республиканская информационно-пропагандистская группа ДУМК, за текущий год она провела около 400 встреч в разных регионах страны. На этих встречах объяснялось, что такое истинный ислам, чтобы оградить людей от деструктивных течений. Объясняется, кто такие салафиты, что их нельзя слушать, как они вербуют молодёжь. За этот год было проинформировано около 250 тысяч человек. Есть местные информационно-пропагандистские группы, которые провели около 20 тысяч встреч с населением, которые посетили около 800 тысяч людей», пояснил Марат Манапулы.

В ДУМК опровергли слова Шураева о колоссальных доходах муфтията. По словам Мурата Манапулы, о 70 миллионах долларов не может быть и речи. Он заверил, что имамы не участвуют в открытии ящиков для пожертвований. Это делает комиссия, которая подсчитывает и направляет деньги на счёт мечети. Потом они распределяются по нуждам мечети. Что касается Турции, которую Шураев поставил в пример, то там у мечетей такое финансирование, которое и не снилось нашему духовенству. Кроме того, в Духовном управлении мусульман Казахстана пояснили, что работают над прозрачностью системы пожертвований. Например, в Астане уже внедряется электронная система пожертвований.

«Духовное управление мусульман Турции хорошо финансируется и поддерживается государством, им выделяют около двух миллиардов долларов ежегодно, — проинформировал Мурат Манапулы. — У них каждый имам получает зарплату. У нас деньги из бюджета не выделяются. И несмотря на это, у них едва не произошёл госпереворот, к которому причастны представители нетрадиционного течения Гюлена Фетхуллаха».

Что касается слов Шураева о коррупции и вымогательстве со стороны имамов, то в ДУМК назвали их клеветой.

«Его слова по поводу коррупции со стороны представителей мечети – это клевета, — заявил Мурат Манапулы. — Это ведь серьёзное обвинение, и требует доказательств. Если люди что-то жертвуют мечети, то это их право. Никто не заставляет их это делать, это их добрая воля. Все пожертвования идут на благотворительность. Например, в прошлом году во время стихийного бедствия в Караганде, мы направили 110 тонн продовольствия в помощь пострадавшим. И каждый год в рамках акции «Дорога в школу» 5,5 тысячи семей получают школьные принадлежности».

Мурат Манапулы считает, что говоря о недостатках официальной мечети, Шураев может сам невольно сделать радикальные течения привлекательнее в глазах общественности и призывают его быть осторожнее в формулировках.

«Принижая муфтият и мусульманское духовенство Казахстана, Шураев может невольно склонить народ в сторону салафитов, — считает Мурат Манапулы. — Делая заявления о религии, всегда нужно быть осторожным, ведь можно, не желая того, дать экстремистам инструменты воздействия».

Не ограничиваясь комментарием, представители духовенства пригласили Армана Шураева лично посетить муфтият, чтобы он своими глазами увидел, чем занимается ДУМК.

Источник: informburo.kz

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь