В Казахстане рискованно быть открытым геем — общественники об ЛГБТ

178

После скандала с фотографией девушки из Костаная с флагом Казахстана на гей-параде в Нью-Йорке, в Казахстане вновь начали обсуждать проблемы ЛГБТ.

Есть ли в нашей стране дискриминация людей, предпочитающих однополые отношения, а также трансгендеров, бисексуалов? И стоит ли вообще поднимать этот вопрос или нужно предать его забвению и принять закон о запрете пропаганды гомосексуализма?

Руководитель самопровозглашённого Союза Мусульман Казахстана Мурат Телибеков высказался как прогрессивный мусульманин, сказав, что он против дискриминации ЛГБТ. Но в то же время он считает, что никакого ущемления прав секс-меньшинств в РК нет и лишний раз раздувать проблему не стоит.


Мурат ТелибековФото с сайта Lada.kzМурат Телибеков


«Среди представителей ЛГБТ очень много ярких, талантливых личностей, которые внесли огромный вклад в культуру, науку, развитие технологий, — прокомментировал Мурат Телибеков. — Конечно же, ни в коем случае нельзя подвергать их преследованию, дискриминации. В Казахстане, я считаю, в этом отношении довольно лояльная, демократичная атмосфера. У нас они не преследуются законом, если есть дискриминация, они могут обратиться в государственные, судебные органы. Они всегда встанут на и их защиту. Но есть ещё такой момент, что в любой проблеме — касается ли это политики, экологии, гендерных вопросов — всегда кроме объективной информации присутствует элемент спекуляции. Я против искусственного раздувания проблемы, придания ей гипертрофированной формы, это неоправданно. У нас в Казахстане нет такой острой проблемы, есть куда более острые, злободневные проблемы. Я не помню, чтобы при принятии на работу у кого-то спрашивали о его сексуальной ориентации. В Казахстане более-менее благополучная ситуация с этим».

Амир Шайкежанов — казахстанский ЛГБТ-активист. Мы спросили, актуальны ли для него вопросы дискриминации и сложно ли быть геем в Казахстане? Амир считает, что однозначного ответа на эти вопросы быть не может. Реакция людей на геев разнообразна. Но быть открытым представителем ЛГБТ в нашей стране всё же рискованно. 


Амир ШайкежановФото FacebookАмир Шайкежанов


«Дело в том, что активной дискриминации у нас как раз-таки нет. Законодательно всё нейтрально, политически тоже. То, что есть высокий уровень непринятия или агрессии, ещё не является показателем дискриминации. Можно разделить людей на несколько очень условных категорий: активных гомофобов — они агрессивны, напористы и часто сами выходят с людьми на контакт. От них часто можно слышать оскорбления, угрозы, пожелания смерти и похвалу за такие же действия от других. Вторая группа — это реактивные неприятели — люди, которые реагируют на какие-то инфоповоды, связанны с ЛГБТ, сам предмет разговора им непонятен или неприятен, но риторика обычно более сдержанная, контакта сами они не ищут. Есть также нейтральные либералы — категория людей, которых просто не интересует данная тема и они редко участвуют в дискуссиях, как правило, недоумевая, по поводу откровенной агрессии гомофобов и активности ЛГБТ-сообщества. Есть поддерживающие либералы, как правило, это те, кто лично знаком с кем-то из ЛГБТ-сообщества и понимает, что это такие же люди. Кроме того, сюда можно отнести и тех, кто просто ценит права человека и, собственно, само ЛГБТ-сообщество. Как правило, объект большинства реакций и реже субъекты, сами создающие повод. Быть геем в Казахстане и чувствовать себя комфортно можно, если повезёт с коллегами, будет принятие от друзей и семьи, а ещё лучше – поддержка. Быть открытым геем может быть значительно сложнее, есть опасность со стороны общества, есть апатия со стороны правоохранительных органов».

Даурен Бабамуратов — это именно тот человек, который однажды сказал о представителях ЛГБТ следующее: «Уже огромное количество таких людей можно увидеть в торговых центрах города или других общественных местах — это молодые люди в разноцветных штанах». Помимо слов о том, что цвет штанов определяет сексуальную ориентацию, Бабамуратов высказывался о принятии закона о запрете пропаганды гомосексуализма. И сегодня мнение лидера движения «Болашак» не изменилось.


Даурен БабамуратовФото FacebookДаурен Бабамуратов


То, что наш флаг резвевался на гей-параде где-то там, это не делает нам чести, — говорит Даурен Бабамуратов. — Я против этого. И в то же время мы выступали за принятие закона против пропаганды гомосексуализма. Проблема есть. О какой дискриминации можно говорить, если у нас нет ни одного закона против них. Мы не защищаем нашу молодёжь от этого. Поэтому я считаю, что, наоборот, надо принять закон о запрете пропаганды гомосексуализма».

Координатор правозащитных проектов «Артикль 19» в Центральной Азии Рината Алибекова занималась исследованием проблемы дискриминации представителей ЛГБТ в Казахстане. 


Рината АлибековаФото FacebookРината Алибекова


«Если вкратце, мы не увидели чрезмерно дискриминационных норм в большей части законодательства, когда пытались его анализировать, — рассказала Рината. — Есть законодательные нормы, касающиеся здравоохранения, которые, да, содержат необоснованные ограничения по отношению, например, к трансгендерам. Нам кажется, скорее дискриминация, а она есть и её много, носит незаконодательный характер. Дискриминация интегрирована в воспитание, культуру и очень сильно усугубляется незнанием или нежеланием узнавать кто такие ЛГБТ на самом деле. Мы в рамках проекта проводили тренинги для казахоязычных журналистов. Было очень много вопросов, связанных, например, с тем, что это болезнь. То есть сексуальную ориентацию «неправильную» надо лечить. Конечно, с такими установками общество будет продолжать заблуждаться и стараться изолировать ЛГБТ как больных. Благо мы пережили время, когда за это уголовно преследовали. Поэтому мы глубоко убеждены, что, несмотря на важность политической воли в данном вопросе государства, не менее важно культурное изменение, а это возможно лишь через просвещение. И журналисты могут очень многое сделать для изменения понимания и принятия данной уязвимой группы остальным обществом».

Бурное обсуждение проблем ЛГБТ началось после того, как девушка из Костаная на гей-параде в Нью-Йорке подверглась критике пользователей соцсетей и блогеров. Фотография флага Казахстана в колонне представителей ЛГБТ вызвала в казнете эффект разорвавшейся бомбы. Комментарии в основном были негативные и часто нецензурные.

Ежегодное шествие представителей ЛГБТ-сообщества прошло в Нью-Йорке 26 июня. В интернете появились красочные фотографии с этого мероприятия, на одной из них и засветилась девушка с казахстанским флагом. На фото не было видно её лица. Один из блогеров yvision.kz написал обличительный материал под названием «Данара, как ты могла? Опозорила нашу страну». Блогер опубликовал фото девушки и то самое видео с её участием.

Соосновательница казахстанской феминистской инициативы «Феминита»Жанар Секербаева выступила в защиту Данары, опубликовав пост, где она сама с флагом РК участвует в гей-прайдах в Риге и Амстердаме. По мнению Жанар Секербаевой, реакция казахстанцев на флаг РК, «засветившийся» на гей-параде, – это индикатор уровня гомофобии в стране.

30 июля в сети появился ответ Данары тем, кто её критиковал. Девушка заявила, что что своим участием в шествии представителей ЛГБТ с флагом РК в руках она хотела выразить сочувствие семьям жертв теракта в гей-клубе в Орландо.

Источник: informburo.kz