Одну из предыдущих своих колонок я закончил тем, что «вероятное будущее уже теперь понятно, появилась определённость. Так что бизнесу и населению нужно просто выработать эффективные планы жизни в новой реальности.» Статья о вероятном глобальном кризисе была написана для того, чтобы предотвратить возможные панические настроения, связанные с негативными сценариями развития мировой экономики – они на нас существенно не повлияют, так что сценарий не изменится.
Итак, чего же ждать и как к этому готовиться?
Во-первых, всё не так плохо, как кажется. Ситуация далека от 1990-х, когда в стране вообще был бардак, она далека и от 2008-го, когда было много «валютно-закредитованного» населения, а инвестиции в страну прекратились сразу и внезапно. За прошедшие 9 месяцев Национальный Банк проводил вполне последовательную и прозрачную монетарную политику, так что хотя бы в этом направлении у нас выветрился популизм и «политические решения».
Во-вторых, сценарий достаточно понятен и если уже не осталось времени существенно изменить макроэкономическую траекторию, то в части личных и бизнес-стратегий времени предостаточно.
Так что при правильном подходе каждый может минимизировать потери.
Сразу оговорюсь, что предлагаемые опции могут нравиться или не нравиться, вполне возможно, что часть из них будет вредить экономике в средне- и долгосрочной перспективе, но, во-первых, эти опции все равно есть, а во-вторых, до вреда в перспективе надо ещё добраться и уже потом разбираться, что с ним делать.
Очевидно, что импортный сектор экономики будет сужаться – долгосрочная политика восстановления платёжного баланса, восстановления золотовалютных резервов будет приводить к дальнейшему ослаблению тенге по сравнению с валютами основных торговых партнёров – евро, рубль и юань. Это означает, что компаниям-импортёрам товаров народного потребления необходимо существенно оптимизировать расходы и готовиться к долгому периоду сжатия маржи и доходов.
Я понимаю, что сейчас это звучит как заявление «Капитана Очевидность», но как показывает практический опыт консультирования, между пониманием и действиями лежит пропасть. Менеджмент многих компаний заявляет, что затраты сокращены «как только можно, дальше уже просто немыслимо», но при глубоком рассмотрении оказывается, что «мыслимо и возможно» — по мере падения бизнеса это все равно происходит. Когда деньги кончаются – тогда сразу появляется много других факторов, без которых, оказывается, можно жить. Но понимание приходит, когда кончаются деньги. Лучше же сокращать затраты и менять стратегии, не дожидаясь, когда они закончатся. Для каких-то компаний лучше сейчас честно выйти из бизнеса и спасённые деньги вложить в развитие нового, вместо того чтобы оттягивать неизбежное, нести убытки и в итоге все равно выйти из бизнеса, просто в результате банкротства.
Лидерам своих сегментов важно выиграть «догонялки» — чем раньше будут оптимизированы расходы, тем дольше можно быть в бизнесе, сохраняя деньги для приобретений конкурентов.
Я настаиваю на слове «оптимизация», потому что важно не просто сокращать расходы, но перераспределять их, возможно, инвестировать в новые направления деятельности, в навыки и технологии. Например, важно наряду с сокращением общих и административных расходов увеличить расходы на тренинги и в целом на качество работы фронт-офиса – людей, непосредственно взаимодействующих с клиентами.
Людям важно сейчас не зацикливаться на том, сколько они выиграли или проиграли, а быть готовыми к новым задачам и расширению своей работы и зоны ответственности. Это довольно трудно — «за те же деньги делать больше работы», — но важно понимать два фактора. Во-первых, работы станет меньше, объективно меньше, так что формально объединяя в себе две, а может, и три функции, вы не будете делать в три раза больше работы. Во-вторых, в наступающей реальности заработные платы и доходы скорее всего расти не будут, а сокращения будут нарастать, так что приоритетным направлением усилий станет сохранение уровня дохода на текущем месте работы с выполнением дополнительных функций.
Думаю, что есть хорошая новость для относительно «старого поколения» инженеров-производственников — на них вырастет спрос, и уровень их заработных плат тоже подрастёт.
Политика последних лет выдавливала таких людей из профессии, а программа ГПФИИР не создавала на них существенного дополнительного спроса. По этой программе производства создавались и строились, но не эксплуатировались – загрузка мощностей низка, это значит, что множился административный аппарат (отчёты в «Даму», министерства, презентации, участие в тендерах) при этом инженерно-производственный штат был на минимуме. Сейчас картина меняется, а значительная часть профессиональных кадров либо утратила опыт, либо его никогда не имела.
Кстати, для торговых сетей появляются возможности по переходу бизнеса на другой уровень. Высокий уровень простаивающих производственных мощностей, недостаток оборотных средств в отечественном производстве, их относительно маленькая рыночная сила открывают возможности сетям для создания собственных торговых марок. То есть размещения заказов на казахстанских предприятиях для изготовления товаров под собственной торговой маркой. Учитывая контроль за продажами (выставленность, продвижение прямо на торговых точках, прямую коммуникацию с потребителем) в этом направлении открываются огромные перспективы.
Понятно, что по мере загрузки мощностей, развития собственных торговых марок производства будут ухудшать условия для своих клиентов, наверное, через несколько лет такие альянсы будут разваливаться. Но сегодня и в ближайшие три года, существует уникальная ситуация, когда такое сотрудничество очень выгодно обеим сторонам и создаёт возможности для общего очень быстрого роста.
Есть хорошие новости и для финансового сектора страны. Думаю, что в 2016-2017 году откроются возможности для притока иностранных инвестиций, но важно не упустить этот момент в сиюминутной борьбе. Понятно, что будет снижаться маржа на внутреннем рынке, будет падать клиентская база, и начнётся снижение уровня депозитов, но при этом вырастет аппетит инвесторов. И этим важно пользоваться всем. Те же банки, которые обратят внимание и «вдохнут жизнь» в свои инвестиционные подразделения, имеют возможности сформировать серьёзные лидерские позиции. Причём важно сосредотачиваться именно на капиталоёмких проектах среднего бизнеса – заводах и фабриках, в том числе покупая их или финансируя под залог акций и долей. Они сегодня дёшевы и без денег, но для иностранных инвесторов они представляют серьёзный интерес.
Продолжение следует, и если будут комментарии, то оно может учитывать и их.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник: informburo.kz