Епископ Каскеленский Геннадий: Мне очень импонирует «духовный джихад»

25

(Продолжение. Начало) Доступ в Интернет и возможности интернет общения государство вправе существенно ограничить. Общество готово пожертвовать частью своих свобод ради своей безопасности, сказал в интервью Zakon.kz Управляющий делами Православной Церкви Казахстана Епископ Каскеленский Геннадий.
— Многоуважаемый Епископ, что делать, чтобы начинающие верующие не откатились к радикализму и экстремизму?
— Важным средством в борьбе с экстремизмом является взаимное узнавание друг друга представителями разных религиозных конфессий. Поэтому невозможно переоценить значение таких форумов, как Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который регулярно проводится в Астане по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева. Необходимо добиваться, чтобы решения и резолюции этого форума транслировались в религиозные общины, доходили до всех без исключения верующих.
Пока я не знаком с человеком другой веры, я могу домысливать какие угодно нелепости, приписывать ему самые странные убеждения. Но стоит только вместе сесть за один стол, вступить в общение – все подозрения исчезают. Я могу не разделять его взгляды, но я должен понять основания и мотивы, которыми он руководствуется в своих убеждениях. Это очень важно. Нам всем нужно встречаться как можно чаще. Необходимо создавать новые площадки для общения, как лидеров, так и рядовых верующих разных конфессий.
У нас одна страна, одна история, культуры наши тесно переплетены. Мы любим одни и те же песни и кинофильмы, болеем за наших футболистов и борцов. В конце концов – мы совместно противостоим экстремизму и терроризму, которые решительно отторгаются обществом. И наша молодежь должна быть окружена заботой и попечением. Общество дорого платит за невнимание к проблемам воспитания.
— Как вы думаете, адепты вербуются исключительно из-за социально-материальных проблем или из идейных соображений? Или здесь есть другие причины?
— Заставить человека радикально переменить свое мировоззрение, встать на путь противопоставления себя обществу, а зачастую воспитать в нем террориста-смертника – это очень серьезная задача, для решения которой опытные вербовщики применяют все возможные средства. Тут и убеждение, и мощное психологическое воздействие, и, конечно, эксплуатация извращенной идеи. А вот среда, в которой экстремистские идеи распространяются самым удобным образом – это социально неустроенные молодые люди. Известно, что наиболее действенной является пропаганда экстремизма среди заключенных, следовательно, следует работать над совершенствованием системы реабилитации осужденных.
Есть люди агрессивные от природы, это научный факт. Общество должно помогать таким погасить свою агрессивность, или, по крайней мере, направить ее в законное русло. Я, например, советую агрессивным подросткам усиленно заниматься спортом. Лжеучителя поступают очень просто: в своей проповеди они обращаются к низменным инстинктам человека, дают им оправдание, некоторое религиозное освящение. Ты склонен к спонтанному проявлению агрессии: пожалуйста, вот тебе автомат, иди, убей неверного или лицемера. Думаю, так и произошло в случае с выступлением террористов в Актобе.
Не зря говорили древние, что победа над самим собою есть первая и наилучшая из побед. Мне очень импонирует концепция «духовного джихада», борьбы человека со своими пороками и несовершенствами, которая утверждается в трудах многих мусульманских мыслителей. Здесь мы видим прямое созвучие с Евангелием. В учении Евангелия нет ничего похожего на концепцию «священной войны». Но есть представление о христианине как о воине, объявившем войну греху: « Станьте, … облекшись в броню праведности, возьмите щит веры, … шлем спасения и меч духовный, который есть Слово Божие…» (Еф. 6: 14-17).
Конечно, в истории люди, называвшие себя христианами, не раз проявляли агрессию и несправедливость по отношению и друг ко другу и к другим народам, проливали кровь, вели захватнические войны. Но при этом ссылаться на Евангелие для оправдания таких действий никому и в голову не приходило. Ссылались на книги Ветхого Завета. Там сколько угодно примеров жестокостей, которые совершались именем Бога. Идеологию Ветхого Завета вообще сложно оценивать с позиций сегодняшнего дня. Нужно хорошо представлять, что такое дохристианский мир, чтобы понять смысл ветхозаветных постановлений. Но Ветхий Завет потому и «ветхий», что он устарел, отменен Иисусом Христом. Ветхий Завет имеет для христиан историческое значение, но никак не значение нравственного руководства. Все помнят эти великие слова Христа в 5 й главе Евангелия от Матфея, которые свидетельствуют о настоящей пропасти между Ветхим и Новым Заветом: «Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
Когда в песне Александрова мы слышим: «Идет война народная, священная война», то должны понимать, что слово «священная» употребляется как синоним «справедливая», Бог лишь допускает «праведную войну», как наименьшее зло. Но не требует войны. Любое проявление агрессии вредит душе, ранит душу, которая призвана к общению с Богом в мире и любви. Вернувшийся с праведной войны солдат должен понести серьезный труд покаяния и молитвы, чтобы вернулось к нему состояние мира и покоя.
— Происходит ли радикализация сознания в православии, сталкивается ли Православная церковь Казахстана с такими проблемами?
— Наша Церковь стоит перед проблемами иного характера. В этом легко убедиться, посетив богослужение в православном храме. Вы обнаружите, что подавляющее большинство прихожан – люди преклонного возраста. В последнее время в храм стали чаще ходить люди семьями: взрослые и совсем маленькие дети. А вот в подростковом возрасте интерес к церковной жизни пропадает. В Православии большое внимание уделяется внутреннему деланию, молитвенной жизни. Есть целое искусство непрерывной внутренней молитвы – исихазм. Деятельному молодому человеку бывает тяжело выстаивать многочасовые богослужения. Если в чем можно упрекнуть современное христианство – так это в созерцательности, недостаточной общественной активности, в некотором пацифизме. Вдумайтесь: за последние 25 лет в Русской Церкви открыто более 900 (!) монастырей. Сегодня у нас 455 мужских и 471 женский монастырь. Мы сейчас говорим, что задача православных священников – не удовлетворять, а пробуждать религиозные потребности в народе. Надо добиваться того, чтобы наши прихожане ощущали себя христианами ежедневно и ежечасно, а не только, когда приходят в храм заказывать молебен и возжигать свечу перед святыми иконами. Сегодня христианство – гонимая религия. Святейший Патриарх Кирилл приводит страшные цифры: каждые 5 минут в мире убивается христианин – единственно за свою веру.
В силу известных событий в Ираке и Сирии некогда огромный православный Антиохийский Патриархат находился на грани исчезновения. Сотни храмов разрушены. Тысячи мучеников за веру. Я в Русской Православной Церкви отвечаю за диалог с Коптской христианской Церковью Египта, возглавляю соответствующую Комиссию, бываю в Египте и не понаслышке знаю о страданиях христиан-коптов в период нахождения у власти радикальной группировки «братьев-мусульман». В октябре нынешнего года в Москве планируется провести большой общехристианский форум в защиту гонимых христиан.
— События, происходящие на западе Казахстана в последние годы, показывают, что сегодня терроризм эволюционирует в направлении, называемом информационной, или сетевой войной. Что можно этому противопоставить? Какими методами нужно решать проблему терактов?
— Пропаганда экстремизма осуществляется системно, с использованием новейших информационных технологий, технологий манипулирования сознанием. Значит, и противостоять ей нужно системно. Пускай многие воспротивятся моему предложению – но я полагаю, что доступ в Интернет и возможности интернет общения государство вправе существенно ограничить. Общество готово пожертвовать частью своих свобод ради своей безопасности. Это закон социальной жизни. От него никуда не уйдешь. Если я вдруг узнаю, что в лесу появилась стая волков, я буду вынужден запретить ходить по грибы и ягоды моим детям, ограничу пространство их прогулок. Я жертвую частью их свободы в обмен на гарантию сохранения от зубов хищника.
Но главный способ предотвращения терактов – наша с вами бдительность. Все должны свидетельствовать о своем желании победить это зло. Должна быть создана обстановка нетерпимости к любым проявлениям вражды на религиозной или национальной почве. Экстремисты должны почувствовать, что им противостоят не силовые структуры, не государство, не официальное духовенство, а весь народ. Только так мы одержим победу.
— Позволяет ли квалификация представителей духовенства и госорганов, уполномоченных в сфере религии, глубоко исследовать генезис религиозного экстремизма в Казахстане?
— Активная работа в этом направлении ведется. Что мешает? Мне кажется, нужно быть до конца честными, называть вещи своими именами, давать четкие дефиниции, делать конкретные выводы, принимать ясный план действий. Нередко выступления ответственных лиц на представительных конференциях сводятся к набору лозунгов: «Мы миролюбивый народ. Ислам религия мира. Терроризм не пройдет». Это все правильно. Но научные конференции предполагают совсем другой формат выступлений. Надо не заклинать болезнь, а давать рецепты. Вот поэтому очень важно, чтобы случаю в Актобе был дан подробный и исчерпывающий анализ. Он должен помочь выявить особенности генезиса экстремистских настроений и помочь найти новые способы решения проблемы.
— Один из наших экспертов считает, что теракт в Актобе это не что иное, как акт террора против легитимной власти, демонстрация неповиновения и устрашения с целью запугивания и оказания влияния на общественное мнение и предлагает законодательно запретить все нетрадиционные деструктивные вероучения на территории Казахстана. Как вы на это смотрите?
— Я бы не спешил делать подобные выводы. Нужно внимательно разобраться в случившемся и семь раз подумать, прежде чем что-то запрещать. Понимаете, терроризм начинается, конечно, в голове. Но за убеждения осудить человека невозможно. Должно что-то случиться, чтобы от мыслей он перешел к делу. Как рассуждает экстремист? Он рассуждает следующим образом: светский характер правления меня не устраивает. Я хочу жить в исламском государстве. Но если я выступлю с оружием, то цели не добьюсь. И сам бессмысленно погибну. Мы помним, что в актюбинской группе такфиритов примерно треть так и рассуждала, отказавшись последовать примеру остальных, отправившихся на штурм оружейного магазина.
Что же должно произойти, чтобы молодой джихадист проявил отчаянную, самоубийственную решимость? Тут одно из двух: либо в силу определенных духовных практик и внешнего психологического воздействия некие необратимые изменения происходят в психике, либо его положение в социуме становится совершенно невыносимым – и он решает: лучше погибнуть, чем продолжать влачить столь жалкое существование. Поэтому, чтобы предотвратить вооруженное выступление, молодому человеку зачастую просто надо помочь найти новый смысл жизни. В таком случае уместны не запретительные меры, а раскрытие богатства жизненных смыслов.
— Ислам – религия мира и добра, любви и терпения. Почему его выставляют религией злобы и насилия? Кому это выгодно?
— Традиционный ислам – религия, которая доказала свой миролюбивый и созидательный характер. В этом легко убедиться, знакомясь с казахскими классиками, такими, как Абай Кунанбаев. А вносить разделение в жизнь исламского мира, провоцировать мусульман на борьбу с христианами и неверующими, выгодно врагу рода человеческого – диаволу, да тем его прислужникам, которые за деньги продают ему душу и проводят старую политику алчных завоевателей: «Разделяй и властвуй».
Проследите, куда уходит дешевая иракская нефть на миллиарды долларов? Сколько дельцов наживается на ее продаже и перепродаже? Какое могущественное лобби представляют эти дельцы в мировой политике? И станет понятно, кто взорвал Ирак в 2003 году. В заключение хотел бы предложить читателем один из своих стихотворных переложений слов назидания Абая: Второе слово Я слышал в детстве ядовитый смех- В селе казах узбека осмеял: «Трусливым сартом» обозвал при всех, А речь узбека «трескотней» назвал. Другой казах шутил, когда при нем Ногай-татарин оседал коня. Смеялся над пришельцем каждый дом И шутки их забавили меня. Когда казахи, собираясь в круг, Развеселившись, пили до утра, Я слышал, что и русский мне не друг — Ведь дружба с рыжим не несет добра. Как мой народ прекрасен, знаменит! – Я по утрам с молитвой восклицал. Как жалок чужеземцев странный вид! И я с восторгом Бога прославлял. Но шли года. И детский мой восторг Сменился чередой упрямых дум: А опыт право оценить помог Узбеков благочестие и ум. Я ужаснулся домыслам своим Когда расстался с ними невзначай: Ведь кто еще под небом голубым Трудолюбив, вынослив как ногай? Я посылаю, братья, вам поклон За то, что с вами этот мир познал. И в старости я сам себе смешон За то, что русских в детстве осмеял.
Торгын Нурсеитова

Источник: zakon.kz

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь