Всем уже стало очевидно, что выстраивание открытых и доверительных отношений между властью и населением — это не прихоть, а средство гармоничного сосуществования. События вокруг земельного вопроса наглядно продемонстрировали, что в налаживании коммуникаций должны быть заинтересованы обе стороны, и с этим нужно что-то делать совершенно незамедлительно.
Причём, к большому сожалению, в ситуации в Актобе проявилась одна из граней недоверия населения к власти, когда люди становятся равнодушными к судьбе своей страны. Я не верю, что никто из родственников и близких 27 боевиков не знал о готовящейся операции. Но никто не сообщил.
Таким образом, мы видим, что скрытность власти порождает социальную напряжённость в обществе и недоверие. Но также стоит знать, что эта самая закрытость государственных органов порождает и другие проблемы, которые носят экономический характер. Страны, в которых коммуникации между государством и населением неэффективны – неэффективны и в экономическом плане.
Слабая обратная связь между властью и населением создаёт проблемы двух уровней, которые только усугубляют друг друга. И в условиях, когда наряду с недоверием, в экономике Казахстана началась рецессия – это может быть спасательным кругом.
Профессор экономики Стэнфордского университета Джон Тэйлор отмечает, что в начале 80-х годов и вплоть до 2007 года в мировой экономике царило «Великое успокоение». Это означало, что страны стали намного более стабильными по сравнению с прошлым. Снизилась инфляция, учётные ставки и их волатильность, невиданно низкого уровня достигла и волатильность реального ВВП. Периоды экономического подъёма стали более заметными и продолжительными, а периоды рецессий – более редкими и более короткими.
Абсолютный факт, что стабильность экономического развития в этот период связана с тем, что государства начали уделять намного больше внимания коммуникациям с населением: политика стала более предсказуемой, прозрачной и в ней стали учитывать ожидания населения. Справедливости ради стоит сказать, что это не единственный фактор «Великого успокоения», но и далеко не самый последний.
Например, до 1980 года Федеральная резервная система США не разъясняла причины изменения учётных ставок. Но после 80-го года причины стали не только называть, но и высказывать соображения о том, каким видится будущее экономики. Это значительно облегчило жизнь населения, предприятий и финансовых организаций.
Чтобы ещё глубже понять, как сильно влияют коммуникации на экономическое развитие, стоит посмотреть на карту мира, составленную исходя из индекса свободы прессы.
Источник: сайт www.rsf.orgИндекс свободы прессы, наложенный на карту миру (по версии организации «Репортёры без границ»)
Казахстан занимает 160-е место из 180 стран, Россия 148-е, а Кыргызстан 85-е. Любопытно, но первые 50 стран – это в большинстве развитые в экономическом плане государства, с устойчивым долгосрочным экономическим ростом. Ключевое здесь то, что они растут стабильно на длительных временных отрезках. Но ведь есть Китай, Индия и Малайзия, которым далеко до первой 50-ки стран, но которые сегодня являются драйверами роста? Все правильно, однако если посмотреть на этот рост долгосрочно, то можно увидеть, что он крайне неустойчив.
Уровень свободы прессы тесно связан с уровнем ВВП на душу населения. На карте мира нет государств, в которых индекс свободы прессы высокий, а показатель ВВП на душу населения низкий. Однако, при этом есть страны, где одновременно высокий уровень свободы прессы и ВВП на душу населения. Среди них: Австралия, Бельгия, Швейцария, Дания, Исландия, Люксембург, Норвегия и США.
Это связано с тем, что прозрачность коммуникаций увеличивает уровень доверия в обществе. Причём не только между конкретным человеком и государством, но и между людьми. То есть, снижаются транзакционные издержки, которые и приводит к недоверию.
Например, инвестор хочет вложить деньги в экономику Казахстана и, наряду с рисками, он учитывает степень доступности информации в нашей стране. Экономисты Александр Дайк и Луиджи Дзингалес исследовали, какие факторы являются важнейшими в принятии инвестиционных решений. Оказалось, что инвесторы на первое место ставят периодичность и характер отзывов официальных лиц и прессы о работе интересующего их объекта инвестирования. Получается, что если этого нет, то нет и гарантии, что деньги будут эффективно вложены и возвращены, а значит и о доверии говорить не приходится.
Ещё один фактор, на который влияет чистота коммуникации – это «утечка мозгов». Исследование, проводимое Pew Research Center в 38 странах мира, показало, что 50% опрошенных в разных странах людей считают свободу слова, медиа и интернета аргументом в пользу того жить в стране или нет. К сожалению, в Казахстане такое явление, как «отток талантов» сегодня актуально. Уезжают люди образованные, как правило, способные к генерации положительных изменений в стране.
Ну и, пожалуй, самое важное то, что открытые коммуникации помогают в борьбе с коррупцией. Уровень свободы прессы и прозрачность деятельности государственных органов тесным образом связаны с уровнем коррупции. В этом случае, СМИ становятся сторожевым псом, который, как показывает мировая практика, в состоянии справиться со взяточничеством.
Можно долго рассуждать о том, какова роль информации в развитии экономики и всего общества. Но один из архитекторов Первой поправки к Конституции США Джеймс Мэдисон, много лет назад сказал: «Народное правительство, не предоставляющее народу информации или не имеющее средств для её получения, представляет собой не что иное, как пролог к фарсу или трагедии, а возможно, к тому и другому». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник: informburo.kz