Как узбекский фактор может повлиять на Казахстан, рассказали политологи

69

Расул Жумалы, политолог

«Ситуация в человеческом плане может повлиять и на нашего Президента»


Фото Расул Жұмалы / Facebook


Узбекистан – особая страна, наш сосед, связующая страна в Центральной Азии, растущая экономика с большим населением. Идущие там сейчас процессы необходимо отслеживать со всех точек зрения — это и безопасность, и политика, и экономика, и вопросы преемственности власти.

Казахстан и Узбекистан очень близки и по опыту, и по традициям, и по долгожительству нынешних лидеров, которые управляют странами с 1989 года и близки по возрасту. Будет ли это напрямую отражаться на Казахстане? Думаю, да, конечно же, будет. И нынешнее положение вещей вызывает тревогу, так как информационные вбросы о состоянии здоровья президента Ислама Каримова были периодически и в прошлые годы. И вот впервые на официальном уровне Ташкент подтвердил, что президент уходит на долговременное лечение. Это беспрецедентный случай.

Появляется информация о начале движения узбекских элит, местных олигархов, что нагнетает обстановку. Хотелось бы, конечно, чтобы в соседней стране ситуация разрулилась. Но, к сожалению, всё сведено на положение, фигуру, здоровье и физическое состояние одного-единственного человека.

Здесь много подводных течений, которые делают ситуацию малопредсказуемой, но и не навевают позитивные прогнозы. Высказываются различные версии, как всё может обернуться: по туркменскому сценарию, камбоджийскому, сирийскому. Сожаление вызывает и то, что закон и конституция в данном случае – пустой звук. Политическое решение принимается узкой группой лиц, говорить, что передача власти пройдёт в рамках конституции, вряд ли имеет смысл. Будут консультации внутри элиты, в которой 3-4 ключевых министра, тот же Шавкат Мирзиёев, а также члены семьи. В данном случае только Лола, так как старшая дочь Гульнара находится в изоляции после опалы со стороны отца.

Дай бог, конечно, господину Каримову поправиться и каким-то образом разрулить ситуацию. Празднование Дня независимости Узбекистана 1 сентября расставит некоторые точки над «i» – появится ли президент на публике в важнейший для государства праздник . Ждать всплеска оппозиционной деятельности не приходится, всё подавлено, оппозиционное поле зачищено до блеска. Есть отдельные маргинальные группы на юге, в Ферганской долине, но они находятся под жёстким колпаком. Ситуация тут больше похожа на Туркменистан или на Советский Союз, когда группа из 4-5 человек решала, кто возглавит страну. Будет ли избрана промежуточная слабая фигура, которую позже планируется сместить, как планировалось с Хрущёвым, но получилось совсем по-другому; или же тёмная лошадка, как было в случае с Бердымухамедовым в Туркмении, на которого никто не ставил, но так получилось.

Помимо того, что с ухудшением ситуации в Узбекистане весь негатив, контрабанда, экстремизм через границу могут направиться в Казахстан, это может повлиять и на нашу элиту. В ней найдётся немало людей, которые начнут задумываться о бренности этого мира, о том, что ситуация может быстро поменяться. Те люди в окружении Президента, которые об этом не задумывались, начнут рассуждать на эту тему и не только рассуждать. Наверное, и сам Президент сделает для себя определённые выводы, может, уже сделал. Ведь отношения между Назарбаевым и Каримовым в течение 25 лет имели особую специфику, поэтому уход на покой (будет ли это пенсия или другой исход) чисто в человеческом отношении может повлиять и на нашего Президента.

Досым Сатпаев, политолог

«Думать о преемнике надо было давно»


Фото Досым Сатпаев / Facebook


Узбекский фактор является очень важным для Казахстана. Это наш ближайший сосед, одно из крупнейших государств Центральной Азии с большим количеством проблем. Мин замедленного действия там также немало, как и в Казахстане. И любая дестабилизация, связанная с транзитом власти, может привести к серьёзным проблемам, в том числе и для Казахстана. Начиная от увеличения миграционных потоков. Потому что, если, не дай бог, в Узбекистане начнутся какие-то конфликты, то определённая часть населения попытается найти более безопасное место, а это соседние страны, и основной маршрут – юг Казахстана, который и так уже перенаселён. Это будет иметь эффект домино.

И государственные структуры, и аналитики должны сейчас внимательно наблюдать за ситуацией. Узбекистан – государство с большим горизонтом неопределённости в плане того, что будет дальше в случае ухода Ислама Каримова. Там слабый политический институт и очень сильное влияние региональных элитных групп. Непонятно, кто возьмёт «президентский трон», и поддержат ли его эти элиты, поведёт ли он страну в новом направлении или постарается сохранить статус-кво.

Но, как показывает практика, любая попытка изменить сверхцентрализованную систему может привести к тому, что эта система начнёт рушиться, потому что она построена под конкретных людей. Та система, что сейчас действует в Узбекистане – это не просто авторитарная система, а система, созданная именно под Ислама Каримова, и он умел ею управлять. Законы принимались под него, конституция менялась под него, выборы проводились под него. Если вносить в эту систему изменения, то кардинальные. Желательно такие, чтоб она была выстроена не под одного человека. А под конкретные политические программы.


Фото Reuters


Ислам Каримов находится в реанимации после перенесённого в субботу кровоизлияния в мозг. Состояние его оценивается как стабильное. На данный момент ещё рано делать какие-либо прогнозы, сообщила его дочь Лола Каримова.

Источник: informburo.kz