В Сенате рассмотрели отчёт Правительства РК и Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за 2015 год. Отметим, что те цифры, которые представили государственные органы, а именно Министерство финансов и Счётный комитет, серьёзно разнятся между собой. По информации контролирующего органа, выявлены нарушения на сумму 1,6 трлн тенге. Тогда как в Минфине эта сумма намного меньше.
Стоит отметить, что сенаторы заметили эту разницу. Депутат Куаныш Айтаханов поинтересовался, с чем это связано.
«Вы сказали, что 349 миллиардов, а Бахыт Турлыханович (Министр финансов РК Султанов – Авт.) озвучил другую сумму. Получается большая разница между этими суммами. Почему такая разница? Или это недопонимание между двумя государственными органами?», — поинтересовался Айтаханов у председателя Счётного комитета и министра финансов.
Глава Счётного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин, отвечая на вопрос депутата, заявил лишь о том, что когда были выявлены эти нарушения, то в Минфине с ними согласились.
«Я в своём докладе сказал, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом сумма нарушений превысила в два раза и составила 1,6 трлн тенге. Это действительно является правдой. Это всё зафиксировано в документальном виде. Министерство финансов РК с нашими проверками и их результатами соглашается. Каждая проверка завершается обязательным заседанием в Счётном комитете. На заседаниях мы всегда спрашиваем: «Вы согласны с выявленными нарушениями?». Они отвечают, что они ознакомлены с итогами проверки и согласны с нарушениями. Я считаю, что Бахыт Турлыханович согласится со мной», — ответил Джанбурчин.
Министр финансов в свою очередь заявил, что у Счётного комитета своя методика аудита.
«Почему у нас есть разница в расчётах? Потому что мы предоставили Счётному комитету свои расчёты, а он в свою очередь прибавил к ним свои нарушения, которые они выявили, и нарушения местных исполнительных органов на местах. Конечно, мы согласны с этим цифрами. Мы друг другу передаем эти цифры, а Счётный комитет прибавляет свои цифры», — пояснил Султанов.
Напомним, ранее министр финансов РК сообщил, что МВД РК не освоило 3,4 млрд тенге бюджетных средств. Также выяснилось, что 232 млрд тенге, выделенные на бюджетные программы, были использованы неэффективно.
«Наибольшие суммы неосвоения приходятся на следующих администраторов: Министерство внутренних дел — 3,4 млрд тенге, управление делами — 0,8 млрд тенге, Министерство сельского хозяйства и Министерство здравоохранения и соцразвития не освоили по 0,7 млрд тенге, Министерство нацэкономики — 0,6 млрд тенге», — сообщил Султанов.
Отметим, что ранее пресс-служба Министерства внутренних дел распространила сообщение о том, что их ведомство было признано лучшим администратором бюджетных программ за 2015 год. Отмечалось, что Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан в 2016 году впервые составил рейтинг среди администраторов бюджетных программ и государственных учреждений по итогам 2015 года.
Кроме того, в ходе заседания, депутат Омархан Оксикбаев, который возглавлял Счётный комитет с 2003 по 2012 годы, возмутился высокими представительскими расходами Генеральной прокуратуры и Конституционного совета, в то время, когда в стране наоборот оптимизируют ключевые расходы бюджета.
В Генеральной прокуратуре ответили на критику депутата. Выяснилось, что 108 млн тенге были потрачены главным надзорным органом на проведение крупных имиджевых мероприятий для страны.
А вот представители Конституционного совета не видят никаких нарушений. По информации представителей государственного органа, было истрачено столько денег, сколько одобрили депутаты, в том числе и Оксикбаев.
«Хотели бы обратить внимание на следующее. Господин О. Оксикбаев был депутатом в составе Мажилиса Парламента в то время, когда принимался бюджет прошлого года и голосовал за него, не задав ни одного вопроса по статье, предусматривающей указанные расходы. Видимо, у него в то время не было сомнений в целесообразности празднования указанных юбилейных дат. А как экс-председатель Счётного комитета он должен был знать, что средства на проведение такого рода мероприятий всегда проходят по статье «Представительские расходы». Распорядителем же их является фактически не Конституционный Совет, а Министерство иностранных дел. Такая забывчивость вызывает искреннее удивление. Кому, как не ему, знать, что размер предстоящих затрат зависит не от количества сотрудников органа, а от значения и масштаба проводимого мероприятия», — также говорится в сообщении.
Источник: informburo.kz