Директор по информационным технологиям «Алматы Паркинг» Роман Налепов подвёл итоги двух первых недель с момента запуска платной парковки, которая начала работать 21 июня в районе Зелёного базара по улице Зенкова от Макатаева до Жибек Жолы.
Хорошая тенденция, которую наблюдает руководство, заключается в том, что оборачиваемость мест достигла показателя 1:10 (за день на одном месте по очереди паркуется 10 машин), в то время как в Москве высоким показателем считается 1:4.
Произошло это благодаря тому, что парковку, как и ожидалось, покинули сотрудники кондитерской фабрики «Рахат». Плохо то, что далеко они не переместились — машины работников фабрики теперь стоят чуть выше по Зенкова. Именно поэтому необходимо как можно быстрее расширять зону платной парковки, чтобы добиться эффективной очистки города, и вскоре парковку продлят вверх, отметил Роман Нелепов.
С момента запуска сотрудники ДВД составили 37 административных протоколов и провели 6 эвакуаций неправильно припаркованных машин. А в общем, каждый день порядка 90 машин нарушают правила платной парковки — среди них большой процент тех, кто превысил оплаченное время или вовсе заплатил всю сумму позже.
«Пока мы работаем в режиме максимальной лояльности. Сначала нужно сократить процент таких нарушений, а уже после что-то предъявлять. На парковке предоплатная система, поэтому нужно стараться прогнозировать своё время», — пояснил Налепов.
Для тех, кто ничего прогнозировать не хочет, существуют удобные способы электронной оплаты — мобильное приложение, пока доступное только в Google Play, сайт, полностью дублирующий все функции приложения и доступный с любого браузера, и SMS. С последним возникли проблемы, связанные с сотовыми операторами. Технические специалисты парковочного сервиса обещают решить их в ближайшее время. По задумке, водитель может отправить бесплатное сообщение с номером машины на короткий номер по приезду и уезду с парковки, со счёта на телефоне снимется соответствующая сумма.
Мобильное приложение скачали пока только 30 пользователей. Здесь с проблемой столкнулись абоненты Tele2 и Altel — пин-коды для регистрации в системе не приходят на мобильный телефон. Банковские карты, которые без проблем принимает паркомат, тоже не пользуются популярностью среди водителей на Зелёном базаре. Ожидается, что, когда платные парковки появятся возле бизнес-центров, этот процент возрастёт. А пока 99% водителей оплачивают парковку наличными.
Жалуются алматинцы и на то, что сдачу паркомат не даёт, приводя в пример терминалы в том же Esentai Mall, которые эту функцию поддерживают.
«Паркоматы работают на солнечных батареях, нет возможности сортировать монеты, если добавлять функцию выдачи сдачи, батареи просто сядут за короткое время, а проводить к ним электричество — весьма дорогостоящая задача. Стоимость одного паркомата — около 6 тысяч долларов, выдающего сдачу — уже более 30 тысяч евро. Любой проект всё-таки должен быть экономически эффективен», — объяснил Роман Налепов.
Функцию паркомата также полностью дублирует QIWI-терминал, сдачу он тоже не выдаёт, но здесь хотя бы есть возможность оставшиеся средства перенаправить на что-нибудь другое. Когда «Алматы Паркинг» договорится с QIWI об оплате через приложение QIWI-кошелёк, по сути будут два мобильных приложения, позволяющих платить ровно столько, сколько водитель простоял на парковке.
Всего через паковочную зону за 2 недели прошли пять тысяч автомобилей, среднее время нахождения на парковке — 30-60 минут. Первооткрыватели системы иногда сталкивались с тем, что паркомат «зажёвывал» монетки, не выдавая чек. Если вбрасывать сразу две монеты, их может заклинить. Паркоматы регулярно инкассируются, и видна разница между тем, сколько денег должно быть внутри, согласно базе, и реальной суммой. Лишние монетки, которые проглотил прожорливый паркомат, вернут водителям. В данный момент прорабатывается удобная система возврата, чтобы не гонять людей через весь город из-за 50 тенге. Монеты определённых годов выпуска также отвергались системой. Паркоматы были откалиброваны, чтоб этот недостаток устранить.
Фото Informburo.kzПаркомат иногда не отказывается от лишней монетки
Иногда оплату невозможно было произвести из-за перегруженности сотовых операторов — информация с паркоматов отправляется сразу в несколько направлений, в том числе и в налоговую. Сократив объёмы данных, эту техническую проблему удалось устранить.
На все вопросы отвечают в call-центре. Помочь советом готовы и переквалифицированные в инспекторов бывшие «люди в зелёных желетах». Правда, их жилеты теперь стали жёлтыми, а обязанности другими, точнее одна — фотографировать госномер и обзорный вид специальным планшетом, стоимостью 6 тысяч долларов, который передаёт информацию в базу. Фотографировать лица строго запрещено. Роман Нелепов признаётся, что переквалификация парковщиков проходит не всегда эффективно, а иногда невозможна вообще. Пока новые жилеты получили пятеро из 40 официальных сотрудников «Алматы спецтехпаркинг сервис». Один из них, не проработав и пары дней, сбежал вместе с униформой.
Научить не хамить людям и уж точно не вымогать деньги, оказалось не такой простой задачей. Руководство «Алматы Паркинга» не сомневается, что случаи оплаты парковщикам в карман не искоренены полностью. Однако теперь платить за то, чтобы фотокамера прошла мимо, придётся уже не одному работнику — они постоянно меняются.
Фото informburo.kzПарковщики переквалифицировались в инспекторов[
Стандартный показатель каждого инспектора — около 400 снимков в день, так что если инспекторы возьмутся систематически брать деньги на руки, это станет заметно. За вымогательство предусмотрена административная ответственность и, естественно, увольнение. Позже мы установим купольную видеокамеру на парковке, чтобы отследить всё происходящее на ней», — отметил директор по информационным технологиям «Алматы Паркинг».
Солнечные батареи, на которых работают паркоматы, отлично проявили себя, отстояли ливни без необходимости замены.
Налепов поделился и маленькой хитростью: приехав на парковку в 18:45 смело можно не платить. С 19 часов вечера начинается бесплатная парковка, а 15 минут стоянки — бесплатные, так что система не зафиксирует нарушения. Если оставить машину на парковке в 18:30, оставшееся время паркомат автоматически перенесёт на утро — режим платной парковки включается в 8 утра.
Хитрят алматинцы и без того, как могут. В основном, в «Алматы паркинг» не без улыбки следят за тем, как водители используют информационные листовки о правилах парковки — ими заклеивают номерные знаки.
Роман Налепов говоит, что первоочередная задача — не открыть сразу как можно больше парковок, а к концу года научить автолюбителей ими пользоваться. В Москве на это ушло 2 года. В «Алматы паркинг» верят, что здесь процесс пойдёт быстрее, хотя бы потому, что в российской столице не было возможности оплатить парковку наличными — только банковской картой.
Фото informburo.kzCистема платных парковок в Алматы будет совершенствоваться
Одним из первых паркоматы осмотрел аким города Бауыржан Байбек и остался доволен организацией работы автоматизированной парковки. Это уже третья попытка внедрения систем платных парковок в Алматы.
Источник: informburo.kz