Полный цикл производства урана показал журналистам «Казатомпром»

158

Пока же, информационная система под названием «Цифровой рудник», в качестве пилотного проекта внедрена только на одном из дочерних предприятий нацкомпании. «Казатомпром-Сауран» находится в Южно-Казахстанской области. Здесь, в песчаной местности ведётся активная добыча урановой руды. Однако, к удивлению обывателя, огромных шахт и карьеров, откуда могла бы прорываться на поверхность радиоактивная пыль тут нет. Лишь изредка встречаются блоки, в виде ярко синих контейнеров, возле которых, если хорошо присмотреться, видно, как под землю уходят две трубы — это, так называемый метод подземного выщелачивания урана.

«У нас на предприятиях «Казатомпром» добыча производится методом подземного выщелачивания. Это на текущей момент самый экологически безопасный и эффективный способ. Технология достаточно проста: под землю заливается водно-кислотный раствор, который растворяет уран (металлы урана. — Авт.). Далее, уже обратно выкачивается раствор, в котором содержится уран. А после уже, с помощью химических преобразований из этого продуктивного урана получается конечная продукция», — рассказал журналистам в ходе пресс-тура на объект директор департамента информационных технологий АО «НАК Казатомпром» Азат Игенберлин.


Добыча урана методом подземного выщелачивания Фото 1 из 10 На весь экран свернуть Один из блоков на руднике предприятия "Казатомпром-Сауран" Пресс-тур для журналистов на урановый рудник Урановую руду добывают методом подземного выщелачивания Под землю заливается водно-кислотный раствор, который растворяет уран, затем выкачивается раствор, в котором содержится уран. Датчики контроля Метод подземного выщелачивания считается наиболее экологически безопасным С внедрением "Цифрового рудника" бумажная работа сотрудников сократилась на 80% Магистраль, по которой подаётся кислота на рудник Основной корпус добывающего предприятия. Отсюда подаётся кислота, а также сюда поступает урановый раствор. Здание предприятия расположено в нескольких сотнях метрах от рудника Автор:


Процесс добычи — непрерывный. Остановка грозит падением производства и как результат снижением прибыли всего предприятия, имеющего статус национальной компании. И всё же, как на любом производстве, без технических неполадок не обходится. Вопрос лишь в том, насколько быстро специалисты их могут устранить. С внедрением информационной системы «Цифровой рудник», по заверению представителей предприятия, проблемы технического характера можно будет решать быстрее, более, чем в два раза.    

«Цифровой рудник» позволяет своевременно увидеть, в какой скважине пошло падение производительности. Если ранее на это затрачивалась неделя-две, до выявления и запуска ремонтных работ, то сейчас в результате оперативной информации, данные работы можно производить в течении нескольких дней. Соответственно, если ранее, скважина могла работать не на полную мощность целую неделю, а это соответствующие потери, то сейчас, в течении трёх дней можем восстановить производительность скважины», — уточнил руководитель департамента IT.    

Впрочем, выявление технических неполадок — не единственная функция новой информационной системы. В процессе, система фиксирует все необходимые показатели, которые ещё до конца 2015 года сотрудникам предприятия приходилось делать вручную. В итоге бумажная работа, как отмечается, сократилась на 80%. Вырученное время рабочие теперь могут полноценно использовать непосредственно для трудного процесса. По словам главы департамента IT, программа уже зарекомендовала себя и теперь дело за её внедрением на всех остальных предприятиях «Казатомпрома».


Азат Игенберлин - директор департамента информационных технологий АО "НАК Казатомпром" Азат Игенберлин — директор департамента информационных технологий АО «НАК Казатомпром»


«Наш проект предназначен для планирования, учёта, оптимизации работы основных и вспомогательных процессов. Он охватывает все ключевые переделы: добычу, переработку и аффинаж. В качестве пилотного проекта был определён данный объект, месторождение, рудник «Казатомпром — Сауран». Мы работы начали в декабре 2015 года и на текущий момент мы первый этап закончили. «Цифровой рудник» здесь работает, идёт наполнение данными. Планируем, в ближайшее время запустить второй этап и, не дожидаясь завершения, начнём работы по тиражированию», — проинформировал Азат Игенберлин.

«Цифровой рудник» предприятию обошёлся в 140 миллионов тенге. Однако, как ожидают в компании, проект себя должен оправдать. К примеру, повышение энергоэффективности прогнозируется на 20%. Ровно настолько же намерены снизить простой оборудования по техническим причинам. В целом, экономический эффект должен составить около миллиарда тенге после того, как система будет внедрена на всех предприятиях нацкомпании. Полный охват предприятий информационной системой планируется сделать в ближайшие два года.  

«В силу того, что мы привлекали нашу экспертизу и наших специалистов, которые работают в «Казатомпроме». За счёт кумулятивного эффекта, можно сказать, что проект у нас реально обходится во много раз дешевле, чем в аналогичных предприятиях. И в принципе, если сейчас говорить более конкретно, на проект потрачено суммарно порядка 140 миллионов тенге», — ответил на вопрос журналистов управляющий директор по информационным технологиям АО «НАК Казатомпром» Талгат Исмагамбетов.


Фото 1 из 6 На весь экран свернуть Казахстанско-французское предприятие ТОО "КАТКО" Объект стратегического назначения, куда могут попасть только сотрудники, которые в основном здесь работают вахтовым методом или лица по специальному приглашению. По правилам техники безопасности, всем, кто заходит на территорию предприятия, выдают средства индивидуальной защиты. Спецодежда для посетителей отличается ярко-жёлтым цветом. Сотрудники носят тёмно-синюю робу. На предприятии, в ходе физико-химических превращений получается закись-окись урана По словам сотрудников предприятия, радиационный фон здесь не превышает нормы. На выходе, каждый может проверить, с помощью специального прибора, есть ли на его руках радиоактивные частицы. В случае положительного результата, руки моют с мылом. После, прибор показывает отрицательный результат. Автор:


К слову, Казахстан, ещё с 2009 года закрепил за собой статус крупнейшего уранодобывающего государства и мирового лидера по производству природного урана. Казахстанский урановый концентрат обеспечивает около 40% потребностей мировой атомной энергетики и поставляется практически во все страны мира, где используются атомные электростанции: США, Китай, Индия, Южная Корея, Япония, Россия и страны Евросоюза. Некоторые из них непосредственно участвуют в создании продукта в сотрудничестве с Казахстаном, в их числе Франция. На территории ЮКО также есть предприятие по добыче и переработке урана ТОО «КАТКО». Его учредители АО НАК «Казатомпром» (49% доля) и французская компания «AREVA» (51% доля).   

«Сюда поступает продуктивный раствор с геотехнологического поля. Он проходит ряд физико-химических превращений в аппаратах предприятия, на выходе из которых получаются новые продукты, которые дальше обрабатываются с постепенным преобразованием в готовую продукцию. Если вас интересуют тонкости, у нас есть отделение сорбции, где уран переходит из состояния раствора в состояние твёрдого вещества — это ионообменная смола. У нас есть стадия дисорбции, где происходит обратная реакция перевода урана в раствор. После этого следует осаждение в котором уран преобразуется опять в твёрдую фазу с получением кристаллов. После эти кристаллы обжигаются и получается оксид», — рассказал заместитель начальника управления по производству ТОО «КАТКО Роман Раченко.


Закись-окись урана - готовый продукт предприятия Закись-окись урана — готовый продукт предприятия


Так называемая закись-окись урана — это и есть готовый продукт предприятия. На вид она представляет собой темные мелкие кристаллы, которые засыпают в специальные контейнеры в виде бочек и транспортируют по железной дороге за границу. Из обагащённого урана в дальнейшем делают «урановые таблетки» — ядерное топливо для атомных электростанций. 

Источник: informburo.kz