|
|
|
Ерлан Карин, политолог «Сотрудники правоохранительных органов – не главная мишень радикалов» Уверен, что всё-таки силовики сумели в Актобе предотвратить, наверное, самые наихудшие сценарии развития событий. Нападения такой группы могли парализовать работу силовиков и властей, ввести панику и растерянность, однако спецслужбы сумели не потерять контроль над ситуацией и смогли дать отпор, сорвав тем самым планы злоумышленников. Понятно, что нападения на оружейный магазин, военную часть были совершены с целью захвата оружия. Значит, им не удалось добыть их до этого и не удалось взять и сегодня. Представьте себе: если им удалось бы захватить столько оружия, причем автоматического?! В 2013 году мы провели анализ всех уголовных дел по статье «Терроризм» и заодно анализ событий 2011-2012 годов. И вопреки устоявшемуся мнению, что главной мишенью радикалов являются сотрудники правоохранительных органов, анализ показал, что, наоборот, чаще всего от рук радикалов погибали простые люди — таксисты, продавцы, предприниматели, а силовики погибали преимущественно в результате спецоперации и иных мер по задержанию преступников. И большинство групп, чувствуя, что силовики выходили на их след, совершали спонтанные акции. То есть многие группы были ликвидированы до их перехода в активную фазу. Поэтому мы долго и не знали и не сталкивались с этой угрозой напрямую. Но одно дело находить и обезвреживать радикалов, другое дело — не допускать чтобы на их место приходили другие. Вот это уже другая проблема и задача.
|
|
|
|
Олжас Худайбергенов, экономист «Экстремисты далеки от религии» В этой истории ещё раз подтвердился один факт — как бы экстремисты ни прикрывались религией, они далеки от неё. С приближением Оразы все мусульмане готовятся к посту, каждый из нас совершал разные ошибки и грехи, и во время Оразы пытаешься исправить прошлые ошибки, и дать себе слово не допускать их впредь. А этим экстремистам было все равно! И все, кого они убили, были также мусульманами, пусть и разной степени практики в религии. Интересно то, что они не нападали на торговый центр или другие гражданские объекты, а напали исключительно на оружейные магазины, чтобы потом захватить военную часть. Сейчас фактически объектом атаки являются именно представители силовых органов. Насколько я понимаю логику таких процессов, в последующем экстремисты пытаются опереться на мусульман, но, получив неприятие и отпор, объявляют мусульман своими врагами, ибо мусульмане, согласно канонических текстов, обязаны быть лояльными государству и его правителю. В этом и заключается большая проблема для мусульман — вначале они находятся под огнём критики, так как экстремисты прикрываются исламом, а в случае усиления экстремистов уже находятся под их ударом. Надеюсь, что последующая профилактическая работа будет ювелирная — в процессе усиления надзора и профилактики будут выявлены именно экстремисты и будет исключено давление на мусульман, тем более, что экстремисты так и хотят, чтобы это случилось — ведь тогда они смогут сказать: «А ведь мы вам говорили, что это государство против ислама». Надеюсь, реакцией государства станет ещё большая поддержка религии, помощь ДУМКу в обретении реального авторитета, и одновременно борьба с экстремистами, как жёсткими методами (через силовиков), так и мягкими (через богословов).
|
|
|
|
Досым Сатпаев, политолог «Надо было не митингующих вязать на площадях и видеть везде майданы, а реальных экстремистов ловить» Незадолго до событий в Актобе МВД РК сообщило о том, что во всех областных центрах с начала текущего года проводятся проверки объектов, включённых в перечень потенциальных мишеней, уязвимых в террористическом отношении. Интересно, попадали ли оружейные магазины в перечень таких объектов? Или же эти проверки были ради галочки? Хотя, даже если и попадали, то непонятно, какая ещё антитеррористическая защита может быть у магазинов или торговых центров, кроме видеокамер, собственной охраны и бдительности граждан? И, как показывает практика, именно бдительность людей и остаётся самым важным антитеррористическим элементом. Если не единственным. Но вся проблема в том, что эту бдительность сами же власти постоянно усыпляли. Долгое время они отрицали вообще саму возможность террористических актов в стране, которую пиарили всему миру как «островок стабильности». Затем, после первых терактов, убеждали всех, что там было больше криминала, чем какой-то, пускай и развращённой, но идеологии. Параллельно с этим шло ослабление легальной оппозиции, что освобождало место для радикалов. Ведь природа не терпит пустоты. То есть властям надо было не митингующих вязать на площадях и видеть везде майданы, а реальных экстремистов ловить, оказавшихся той самой «пятой колонной», о которой так любят рассуждать некоторые провластные СМИ. Эти уж точно разрешения на проведение любого митинга брать не будут. Таким образом, активно ослабляя внутрисистемную оппозицию, которая пыталась действовать в правовом поле и могла оттянуть на себя часть протестных настроений, власть практически упустила из виду появление антисистемной оппозиции из числа местных радикальных групп. И они напоминают о себе. И всё чаще, что является тревожным трендом.
|
Ранее политолог Марат Шибутов в интервью корреспонденту информационного агентства REGNUM высказал мнение, что в перестрелке в Актобе не задействованы внешние игроки. Истоки напряжённости создают, по его словам, внутренние террористы. Как считает эксперт, силовики не сделали выводов из терактов 2011-2012 годов.
В ходе террористических атаки 5 июня в Актобе погибли 6 человек — трое военнослужащих, продавец оружейного магазина и сотрудник охранного агентства. Также ликвидировано 9 террористов, 12 задержано.
В городе объявлен режим антитеррористической операции. Полиция сообщает, что некоторым нападавшим удалось скрыться. В полиции предполагают, что налётчики являются приверженцами нетрадиционных религиозных течений.
Источник: informburo.kz