На пленарном заседании II Конгресса деловых женщин председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова предложила легализовать концепцию открытого неба в Казахстане. В рамках идеи создания туристического хаба Алматы подобное предложение кажется вполне логичным. Считается, что грузинское туристическое чудо случилось именно благодаря политике свободного предпринимательства в области авиации, и стоит надеяться на подобный же эффект в Казахстане, если Шаяхметова добьётся своего. Во всяком случае, она говорит о том, что данный вопрос прорабатывается с руководством города: «Лоукостеры — это те, кто предоставляет более дешёвые пассажирские перевозки — могли бы иметь тогда из любой страны доступ, могли бы прилетать напрямую. Мы этот вопрос поднимаем с акиматом города Алматы, что дало бы большой эффект в целом для страны».
Эти утверждения справедливы и имеют под собой экономическое обоснование. К сожалению, в Казахстане не всё, что логично и справедливо, может иметь место. Зачастую всё как раз наоборот. В течение двух лет на разных уровнях АТАК – Ассоциация туристических агентств Казахстана – лоббировала идею открытого неба, объясняя перспективы двустороннего туризма на основе регулярно летающих бортов эконом-класса. В конечном итоге, все сложилось с точностью до наоборот. Принятые поправки в закон о защите прав потребителей фактически запретили невозвратные тарифы.
С 7 мая авиакомпании и турагентства обязаны возвращать деньги клиентам, которые отменили свои поездки.
Специалистам рынка известно, что в основе финансовой модели лоукостеров лежат именно невозвратные тарифы. Новый закон запрещает взимать в качестве штрафа более 30% стоимости услуги, а значит, модель бизнеса не имеет будущего для компаний-резидентов Казахстана. Конечно, есть игроки, зарегистрированные в других юрисдикциях, но их на рынок не пускают.
По большому счету, покупатели, на защиту которых и были направлены изменения в закон, довольны, но только потому, что не знают: вслед за отменой невозвратных тарифов исчезнут дешёвые билеты и акции, да и общая стоимость перелётов поднимется. Такова маркетинговая стратегия компаний, которую сейчас придётся экстренно менять. Интересы пассажира и так были достаточно защищены, ведь при отмене акционного билета возвращались неиспользованные аэропортовые и топливные сборы, которые составляют от четверти до половины стоимости билета, так что это решение – больше препятствие для развития дешёвой альтернативы, чем забота о пассажире. Кто на самом деле может являться законодателем инициативы, можно только догадываться.
Именно поэтому появляется стойкое ощущение, что существует группа лиц, которая хочет создать все условия для того, чтобы отечественная авиация не развивалась, и чтобы люди сидели дома.
Сегодня на рынке есть предложения компаний за 30 долларов летать в Астану. Такого не было никогда ранее. Тот же Bek Air хотел ещё больше смещаться в сторону лоукоста, и его представители не раз говорили о том, что ему мешает законодательство, запрещающее продавать весь объём билетов как невозвратные. Изменись законодательство в эту сторону — цена на билет могла ещё снизиться.
Так что ужасно, что поправки в такой важный Закон принимались без широкого обсуждения с профессиональной средой, как авиационной, так и туристской. Плохо, что формулировались они людьми, которые понятия не имеют об отрасли. Дешёвый популизм, которым пользуются так называемые защитники прав потребителя, — отчаянная глупость. Важно отметить, что все это происходит в преддверии ЭКСПО, когда, наоборот, говорится о либерализации «неба». Когда нужно сгенерировать невиданный поток туристов, как внутренний, так и извне, чтобы окупить затраты, которые несёт государство. Важность открытия воздушного пространства для конкуренции понимает и Президент страны. Нурсултан Назарбаев готов идти на приватизацию национального перевозчика, фактически флагмана перемен и успеха казахстанского бизнеса, чтобы избежать конфликта интересов. Но, как мы видим, его идеи бойкотируются. Более того, они дискредитируются подобными поправками, псевдопротекционистскими, наносящим большой вред экономике страны.
Так что ничем иным как вредительством такую постановку вопроса не назовёшь.
Мы, в Казахстане, снова пытаемся изобрести велосипед, хотя весь мир уже давно летает самолётами. Каждый пассажир сам выбирает модель путешествия, оценивает риски, собственные и привнесённые извне. Так что предложение Умут Шаяхметовой, с одной стороны, утопично, потому что обстоятельства складываются так, что небо завинчивают для конкуренции и пробиться через эту стену фактически невозможно, с другой — если предприниматели такого уровня будут поддерживать идею либерализации бизнеса и не только авиационного, но и любого другого, есть надежда, что препятствия рано или поздно отступят.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник: informburo.kz