Рустем Сыздыков: Ситуация с нетрадиционным исламом в Казахстане становится все более опасн…

61

Заместитель председателя Центра помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Нұрлы білім», член РИПГ при ДУМК Рустем Сыздыков считает необходимым запретить на территории Казахстана идеологию салафизма-ваххабизма, иначе, по его мнению, это обернется поражением традиционного для казахов ислама ханафитского мазхаба – NEWS2.KZ.
— Рустем Маликович, в свете последних событий в Актобе и Балхаше, в СМИ появились разного рода дискуссионные статьи о салафии-ваххабии. Как неосведомленному в этих вопросах человеку разобраться в потоке информации?
— Во-первых, за любым разъяснениям, по любым вопросам надо в первую очередь обращаться к компетентным специалистам. К сожалению, у нас много развелось всяких политологов, социологов, журналистов, которые, не имея религиозного, теологического образования, мнят из себя религиозных экспертов, пишут сомнительные статьи и тем самым формируют общественное сознание, которое априори является ошибочным, искаженным в плане религиозного понимания. Особенно это касается различных религиозных групп нетрадиционного течения, которых у нас достаточно распространено.
Между тем, глава государства неоднократно заявлял, что единственная официальная структура традиционного ислама в Казахстане — это Духовное управление мусульман (ДУМК). Также у нас имеется центральный государственный уполномоченный орган по вопросам религии — Комитет по делам религии, поэтому по всем вопросам религиозного характера следует обращаться в эти организации, где есть высококвалифицированные дипломированные специалисты, окончившие фундаментальные вузы исламского мира, в частности «аль-Азхар», «Хасеки» или «Нур-Мубарак» в Алматы.
Как известно, Президент на заседании Совета Безопасности 10 июня 2016 года озвучил, что за терактами в Актобе стоят представители религиозного течения — салафизма, которые, как мы предполагаем, получили призыв к действию из-за рубежа. Вспомним, незадолго до событий в Актобе в интернете появилось аудио-обращение одного из лидеров сирийских салафитов, который призвал своих последователей совершить теракты против «кафирских» правительств.
Буквально за день до выступления Президента, 9 июня, вышло обращение одиозного лидера салафитов-мадхалитов Абу-Марьяма Назратуллаха, таджика по национальности, который находится в Саудовской Аравии и который озвучил, что к терактам в Актобе салафиты непричастны. Ухватившись за это, некоторые журналисты, поставив под сомнение высказывания Президента, преподнесли, будто Абу-Марьям прав и благодаря ему тысячи казахстанских молодых людей стали религиозными ревенантами.
А ведь этот «лидер» является ничем иным, как носителем враждебной идеологии и в свое время он промыл мозги многим нашим соотечественникам, уехавшим за эфемерным раем в Сирию и другие горячие точки, а впоследствии погибшим на полях сражений или попавшим в тюрьмы. Таким образом, некоторые журналисты намеренно или ненамеренно пропагандируют лидера салафизма, насаждая в общество образ мирных салафитов. Это чрезвычайно опасный симптом.
— То есть во всех религиозных вопросах мы должны следовать решениям, рекомендациям, фетвам ДУМК?
— Совершенно верно, доморощенные эксперты тут не помощники. Некоторые из них утверждают, что термины «салафизм» и «ваххабизм» употреблять вместе ошибочно и необходимо проводить грань между ними, что салафиты это миролюбивые, законопослушные граждане, этакие пацифисты, а вот ваххабиты это террористы, способные к насилию и терактам. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо понять, что означают эти понятия и что за ними скрыто.
Салафизм зародился как течение на стыке XIII-XIV веков, его основоположником является ученый из Харрана (территория современной Турции) ибн Таймия и его последователи, в том числе ибн Каийюм аль Джаузи. Главный принцип этой идеологии — «очищение» веры от разного рода нововведений (бидага). С самого начала эта идеология противоречила традиционному ортодаксальному классическому исламу, тому исламу, который проповедовал и разъяснял Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).
В XVIII веке идеологию салафизма подхватил Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб с Аравийского полуострова, лидер вооруженной группы, рвавшейся к власти, и использовал ее как инструмент сепаратизма против Османской империи — мощного политического субъекта исламского мира. В начале XX века его последователи применили доктрину салафизма для построения современного государства Королевства Саудовской Аравии (КСА). То есть эта идеология является государствообразующей.
Из самой истории вытекает, что идея салафизма ибн Таймия и идеология Муххамада ибн Абдуль Ваххаба это совершенно идентичные направления и являются ничем иным, как политической доктриной государства КСА. А теперь, анализируя нынешнюю ситуацию, мы видим, что у современного салафита, кем бы он ни был — арабом, казахом, русским, англичанином… — основой религиозного мировоззрения являются учения ибн Таймия и Абдуль Ваххаба. Проще говоря, у них одна и та же религиозная информация, одна и та же идеологическая платформа, одна и та же теологическая установка, одни и те же доктрины. Все салафиты и ваххабиты черпают религиозные знания из их книг, стало быть, «салафит» и «ваххабит» — слова-синонимы.
По мнению аналитиков международного экспертного сообщества, идеологическая, религиозная и теологическая основа салафитов и наших казахстанских приверженцев и боевиков, воюющих в Сирии и Ираке, одна и та же. Салафизм-ваххабизм распространяется, как раковая опухоль и сегодня это представляет собой мощную интегральную силу, действующей во всем мире.
— К ним относятся современные боевики в Сирии и Ираке?
— Конечно. Также относятся террористические группировки «ТГИЛ», «Джабхат ан Нусра», «Ахрар аш Шам», «Усудуль аш Шам», «Джейш аль Мухаджирин», «Дшейш аль Муждахидин», среднеазиатские террористические группировки в Афганистане и Пакистане «Союз исламского джихада», «Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Техрик-е Талибан Пакистан» и другие.
Несмотря на то, что между талибами и салафитствующими террористическими группировками существуют канонические религиозные разногласия, это не мешает им в мобилизации и интеграции боевых и людских ресурсов в борьбе против, как они полагают, светских, «кафирских» демократических режимов стран Центральной Азии. По мнению экспертов, «ТГИЛ» имеет далеко идущие планы не только в отношении территории Афганистана, но и сопредельных с ним государств, рассматривая Афганистан, Пакистан, часть Центральной Азии и Восточный Иран как «провинцию Хорасан».
Активизация боевиков «Исламского государства» и «Талибана», а также «Союз исламского джихада», «Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение Восточного Туркестана» в Афганистане представляют перманентную угрозу всему среднеазиатскому региону. Как известно, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан давно находятся в поле зрения афганских религиозных экстремистов.
— На чем заточены выводы международных экспертов?
— По их мнению, в своем вероубеждении современные салафиты, как мирные, так и боевики, опираются на учения и книги шейхов ибн Таймия, Муххамада ибн Абдуль Ваххаба, а также таких современных лидеров как ибн Баз, Усеймин, Фаузан, Альбани и следуют за ними, слушают исключительно их проповеди.
— Рустем Маликович, вы не раз говорили и писали, что разделение салафитов на умеренных и радикальных ваххабитов крайне опасно. В чем вы усматриваете опасность и к чему это может привести?
— При выборе методов и форм противодействия новым вызовам современности, в частности религиозно мотивированному экстремизму, терроризму, есть вероятность того, что уполномоченными лицами могут быть выбраны неэффективные методы и формы борьбы в законодательном и идеологическом плане. В этой связи, глава государства озвучил, что в борьбе с религиозно мотивированным терроризмом в первую очередь необходимо ликвидировать идеологическую основу. А идеологическая основа, как я уже сказал выше, мирных пацифистов-салафитов и воинствующих террористов-ваххабитов совершенно одна и та же, то есть идентична. Повторюсь, у них одни и те же книги и ученые-шейхи.
В чем же таится опасность деления салафитов на умеренных и радикалов? Почему бы не оставить в покое умеренных салафитов как «мирных» граждан, которые по своему верят в Бога, по своему понимают атрибуты Создателя? Мы не раз предупреждали, что подмена ценностных ориентиров и трансформация религиозного сознания верующих на основе книг тех же салафитствующих ученых — первый этап радикализации. Этот этап называется маргинализация. Именно из этой маргинальной группы выходят те же религиозные мракобесы и головорезы, которые реально занимаются насилием и убийствами.
Мы прекрасно видим, что стало с теми странами, которым «посчастливилось» приютить у себя салафитов. Внимательно изучая аналитические работы таких современных экспертов мирового значения как Шираз Маер, Рания Абу Зейд, Джейсен Берг, Даг Стоун, Лаит Алхури, Ваел Иссам, можно увидеть, как заинтересованные круги этих государств разделяли салафитов на умеренных и на радикалов, и как плачевно закончилась эта политическая игра в демократию и либерализм.
Так, в Ливии идеологи режима Каддафи заигрывали с лидером боевой салафитской джихадистской группировки (Ливийская Исламская Боевая Группа) Абделем Хакимом Бельхаджем. Конечно, в начале своей деятельности он был умеренным салафитом, но потом попал в тюрьму и «раскаялся». Там с ним вели беседы разного рода «эксперты» — теологи, политологи, социологи и он даже написал книгу «Исправленное учение».
Террористы во главе с Бельхаджем документально заявили, что джихад против Каддафи закончен и является незаконным и, как полагали эксперты режима, перешли в традиционный ислам. Тем не менее, уже через год Абдель Хаким Бельхадж выступил против Каддафи, заручившись поддержкой спецслужб мировых супердержав. Выйдя из тюрьмы, они первым делом штурмовали резиденцию Баб эль-Азизия Муамара Каддафи.
А к чему привели подобные заигрывания с салафитами в Ираке? Идеологи режима Саддама Хусейна также либеральничали, играли в демократию с Абу Мусаб аз-Заркави, лидером салафитов, руководителем террористической организации «Ат Таухид уаль Джихад». В итоге оказались сотни тысяч убитых, миллионы беженцев, разоренные города и села, полнейшая разруха экономики некогда богатой страны.
Чем для Сирии закончатся игры Башара Асада, который заигрывал с салафитствующими «мирными» группировками и с их лидерами, такими как Захран Аллауш, Хасан Аббауд, Ахмад Исса аш Шейх?! Непрекращающиеся военные действия в стране, разруха, огромное количество жертв, страдания ни в чем неповинных людей, нескончаемый поток беженцев… Также мы прекрасно видим, к чему привело заигрывание с салафитами режима Мурси в Египте. Поэтому нам необходимо проанализировать, в каких государствах эффективно противостоят такому опасному явлению, как религиозно мотивированный радикализм, экстремизм и взять это на вооружение.
— Есть ли в мире страны, где успешно борются с этим злом?
— Практика показывает, что успешно борются там, где запрещена сама идеология салафизма, а не какие-то конкретные лица или группировки, как это сделали наши соседние страны Узбекистан, Таджикистан еще лет десять назад, а Дагестан еще в 1990 году. Сегодня очевидно, что ситуация с нетрадиционными формами ислама в Казахстане становится все более опасной. Зарубежное религиозное влияние способствует переносу радикальных «ценностей» салафизма-ваххабизма на казахстанскую почву.
На наш взгляд, единственной силой, которая реально может избавить общество от наиболее ярых адептов религиозного радикализма, является государство. Государству стоит отказаться от призывов апологетов салафизма-ваххабизма, что запрет этой идеологии на своей территории является опасным и неэффективным. В противном случае, это обернется поражением традиционного для казахов ислама ханафитского мазхаба, поскольку салафизм-ваххабизм имеет зарубежных координаторов и спонсоров. То есть, не запрещая у себя салафизм-ваххабизм, государство тем самым будет усиливать зарубежное влияние на своей территории, превращать казахстанских мусульман в некую «пятую колонну» в собственной же стране, для которых авторитетами будут зарубежные идеологи салафизма-ваххабизма — Абу-Марьям Назратуллах, Дильмурат, Октам, Усеймин, ибн Баз и другие.
К слову, после запрета «Хизб-ут-Тахрира» и «Таблиги джамагат», деятельность этих деструктивных течений на территории Казахстана была полностью парализована. Запрет деструктивных и враждебных идеологий – в данном случае речь идет не только о салафизме-ваххабизме — позволит перевести радикальных ученых, их книги, аудио-видео материалы нетрадиционных течений в маргинальное пространство и тем самым уничтожить среду для подпитки терроризма в исламском мире.
Торгын Нурсеитова

Источник: zakon.kz

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь