Ужесточение наказания за продажу детей не поможет решить эту проблему. Такое мнение в интервью Today.kz высказал директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис.
Напомним, 24 августа в Шымкенте был оглашен приговор членам преступной группы, поставившей продажу новорожденных на поток. В нее входили шесть человек, в том числе акушер-гинеколог и заведующая отделением одного из шымкентских роддомов. Торговлю живым товаром они вели с 2010-го по 2013 год. Следствие по делу, в котором насчитывается 22 эпизода, длилось более двух лет. В итоге сотрудницы роддома получили 10 и 11 лет лишения свободы. В феврале в Алматы также были осуждены члены группировки, которым вменялась продажа 15 новорожденных.
В первом случае медики целенаправленно искали матерей с нежелательной беременностью, убеждали их доносить, а затем продать ребенка. Цены на младенцев начинались от 200 тысяч тенге. Во втором – врачи убеждали неблагополучных матерей отказаться от детей, а позже продавали их бездетным парам. За каждого малыша получали от 150 тысяч тенге до шести тысяч долларов. 26 августа стало известно, что искусственно вызванные преждевременные роды привели к тому, что у некоторых детей развился ДЦП.
Аналогичное дело сейчас рассматривается в Мангистауской области. Нередки случаи и единичной продажи детей. Словом, торговля живым товаром достигла такого размаха, что впору требовать ужесточения наказания за такие преступления. Однако правозащитник Евгений Жовтис считает, что необходимо подходить к решению проблемы комплексно.
«Я всегда очень осторожно отношусь ко всякого рода ужесточению наказаний и не очень верю в его сильную профилактическую роль. Дело в том, что когда человек совершает преступления, тем более такого рода, то я не думаю, что он вообще предполагает, что будет когда-либо пойман. Не думаю, что он взвешивает, будет ли ему за это два или четыре года лишения свободы. Он предполагает, что не попадется, или движим какими-то другими соображениями», – считает юрист.
Необходимо понять мотивы и условия совершения таких преступлений, уверен эксперт. Жовтис высказал сомнение в том, что информация о деятельности подчиненных не просачивалась к вышестоящему руководству, и указал на необходимость усиления контроля и различных проверок: как внутренних, так и компетентных госорганов.
«Нужно улучшать контроль, выяснять социальные причины, менять отношение к складывающейся ситуации, когда появляются по сути безнадзорные дети, которых рожают, потом отказываются от них, и их можно продавать, то есть нужно рассматривать весь комплекс социальных проблем, а также вопросы управления и контроля. Ужесточение наказания – это последнее средство, которое к серьезным изменениям не приведет», – считает правозащитник.
Президент общественного фонда «Ұлағатты жанұя» Марианна Гурина высказала мнение, что решить проблему мог бы институт частного усыновления. Наряду с государственным таковой существует в США – это специальные организации, которые помогают девушкам, решившимся отказаться от будущего ребенка, найти для него хорошую семью.
«Я думаю, что сейчас займусь этим вопросом, сейчас обоснование подготовим и будем такую норму в парламенте продвигать, потому что надо создать такие общественные организации, которые будут этим заниматься», – поделилась Гурина.
Повлиять на решивших отказаться от будущего ребенка могут и представители духовенства или определенные специалисты, которые могли бы переубедить таких матерей, считает общественница. По ее мнению, нужно, чтобы они постоянно находились в родильных домах.
«По-хорошему, это должен быть социолог или психолог, который получал бы зарплату не из бюджета, был бы независимым – он мог бы помочь этим женщинам одуматься. Он бы точно знал, к примеру, что на этой неделе есть три женщины, которые хотят избавиться от ребенка», – отметила Гурина.
Президент общественного фонда назвала беспрецедентными оба случая – в Алматы и Шымкенте, когда судьи приняли решение оставить детей их новым родителям – и те, и другие успели привыкнуть друг к другу. В противном случае их пришлось бы отдать в детские дома, однако приемным родителям удалось доказать, что они заботятся о детях как о родных.
Источник: today.kz