«В конечном итоге, изучение вопросов ценообразования у данных субъектов (арендаторов, занимающихся продажей на территории о. — Авт.) показало, что цены на реализуемую продукцию являются необоснованно высокими (в аэропорту Астаны. — Авт.), — сообщил руководитель отдела защиты прав потребителей Жаким Букин, выступая на круглом столе, где обсуждался вопрос ценовой политики в аэропортах страны.
Представители госоргана выявили ущемление прав потребителей и нарушение антимонопольного законодательства. По их мнению, основная причина высоких цен – дорогая аренда площади в зданиях аэровокзалов, невысокая конкуренция среди реализаторов, а так же ценовой сговор. При этом цены в двух главных аэропортах страны разнятся. В Алматы они существенно выше, чем в Астане.
«Цены в аэропорту Астаны значительно ниже, чем в аэропорту Алматы. У нас два больших аэропорта в Казахстане, где мы в основном работу ведём. (…) Я думаю, разница от 30-50% выше. Особенно в стерильной зоне», — прокомментировал и.о. руководителя департамента защиты прав потребителей на транспорте Файзулла Бисмильдин.
Представитель аэропорта Астаны с обвинением в необоснованном завышении цен не согласился. По словам начальника отдела коммерции АО «Международный аэропорт Астаны» Бакыта Бекжанова, проводился мониторинг социальных сетей, изучались записи в книгах жалоб и предложений точек общепита, и на высокие цены никто не жаловался.
При этом, на прямой вопрос о том, снизились ли бы цены в аэропорту после жалоб пассажиров Бекжанов ответил уклончиво.
«Вы можете официальный запрос отправить», — ответил Бакыт Бекжанов в ходе обсуждения.
Он добавил, что стоимость аренды площади в здании аэропорта ниже, чем в торговых домах Астаны, поэтому администрация не может повлиять на цены.
«Я не могу сказать, что в аэропорту завышены цены. Так как нет во-первых, объективного экспертного анализа, который должен проводиться третьей стороной. (…) Я не могу говорить, что цена квадратного метра влияет на стоимость продуктов питания. Цена квадратного метра в аэропорту ниже, чем в городских торговых центрах», — добавил представитель столичного аэропорта.
На эту реплику возмутились присутствующие арендаторы. Директор ТОО «Assorti Astana» заявил, что за торговые точки в городе она платит меньше, чем за квадратные меры в здании аэропорта.
«Сейчас ценообразование очень нестабильное. Закупка наших продуктов, работа поваров, транспортные расходы, аренда, которая в аэропорту действительно дороже, чем в городе. Во всяком случае у нас», — отметила, отвечая на вопрос корреспондента informburo.kz директор ТОО «Assorti Astana» Гульмира Салгарина.
Выявив завышение цен, представители защиты прав потребителей, снизить их не уполномочены. В компетенцию госоргана входит лишь разъяснительная работа.
«Вопрос регулирования цен относится к компетенции Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Но, поскольку, цена является вопросом прав потребителей, мы этими вопросами занимаемся в плане разъяснения, убеждения,чтобы население знало тему какие меры принимаются» — уточнил начальник отдела коммерции АО «Международный аэропорт Астаны» Бакыт Бекжанов.
Отсутствие ценников на продукцию, реализующуюся в зданиях аэропортов — ещё одно нарушение о котором заявили представители защиты прав потребителей. Такое положение дел, по их мнению, позволяет продавцам самим определять, кому и за сколько продавать один и тот же товар.
«Согласно предпринимательскому кодексу, субъекты предпринимательства обязаны предоставлять потребителям товаров, работ и услуг полную достоверную информацию о товарах, работах, услугах. Иногда до нас доходит информация о том, что практически нет ценников. Пройдешь, спросишь…. Face-control если прошёл, то значит цена одна, не прошёл — другая. Вот так, образно говоря», — отметил руководитель отдела защиты прав потребителей Жаким Букин.
Он пояснил, что неопытному пассажиру, который первый раз пользуется услугами аэропорта при отсутствии ценников товар могут продать дороже.
Цены на чай и бутерброды в аэропорту Астаны ранее возмутили депутатов. На дороговизну товаров в здании алматиского аэропорта в бытность акимом отреагировал Ахметжан Есимов, который обещал разобраться с «золотой» самсой в аэропорту Алматы.
Однако, несмотря на указание акима Алматы разобраться с высокими ценами в алматинском аэропорту, предприниматели продолжали продавать выпечку и кофе по заоблачным ценам.
Заместитель директора Палаты предпринимателей Алматы Тимур Хакимов ранее заявил, что высокие цены в кафе международного аэропорта Алматы связаны с дорогостоящей арендой помещений.
Позже выяснилось, что на политику ценообразования собственников точек продаж еды и напитков руководство аэропорта повлиять не может.
Источник: informburo.kz