Ангола в Отаре: избиение младенцев

83

На полигоне Гвардейский такое гостеприимство хозяев едва не стоило жизни ангольской команде.

Мой одноклассник Серёга всегда мечтал стать стать военным. И вот уже 17 лет как он преподаёт огневую подготовку в АВОКУ (Военный институт сухопутных войск).

Курсанты его знают, ценят, уважают. Где-то в глубине души – очень глубоко – любят. Когда Серёга рассказал, как убил муху на мишени (насекомое осмелилось дислоцироваться где-то в районе «девятки»), я с удовольствием поржал. А потом полюбовался на его диплом за 1-е место на чемпионате по стрельбе из табельного оружия (спартакиады ВС РК). 279, мол, очков в упражнении АК-3 (стрельба из автомата Калашникова). Команда института, которую он тренировал, в общем зачёте стала второй. И в комментах Серёга был скромен, но меток: «Есть ещё порох в пороховницах… и ягоды в ягодицах!»

Когда Серёга сотоварищи выехал ещё и в Отар на Армейские игры-2016, мне очень захотелось посмотреть, с кем же и как настоящий полковник соревнуется.

Участвуют, если верить официальному ресурсу Минобороны, команды России, Китая, Анголы, Армении, Беларуси, Венесуэлы, Зимбабве, Ирана, Монголии и ЮАР. Плюс хозяева. Итого 11 команд. Хозяева насчитали, правда, 12. Двенадцать – красивая цифра, так что с арифметикой военных спорить не будем. Себе дороже. Ведь мы знаем, что в условиях военного времени прямой угол может достигать 100 градусов.

Условия определяют, естественно, хозяева, и звучат они так: «Для конкурсов определены снайперская винтовка Драгунова, 120-миллиметровый миномёт 2Б11 и многоцелевой тягач лёгкий бронированный (МТЛБ). Образцы предоставляются казахстанской стороной. Так как использовать своё вооружение и военную технику в конкурсе командам разрешается только при условии полного совпадения их технических характеристик с утверждёнными образцами».

Словом, пулять будут все – от Китая до Зимбабве – из того, чего дадут. Не хочешь – не участвуй, заметил на это настоящий полковник Серёга. Все участники равны, всё по-честному, «никакого обману». Правда есть тот, кто равнее всех. «Со своим вооружением и военной техникой в конкурсах будет участвовать только Россия».

Вот и ангольской команде достался так же, как и всем, миномёт 2Б11. На вооружении армии Республики Анголы такого миномёта нет вовсе. То, что есть, людям показывать уже стыдно. Описывая ангольские вооружённые силы, эксперты из DefenceWeb, африканского новостного медиа в области обороны, упомянули 250 миномётов (mortars) калибра 81 и 500 миномётов калибра 120 мм. Англоязычная версия Википедии уточняет, что у ангольцев – версия 120-PM-43. Описание раритетного полкового миномёта 120-ПМ-43 можно прочесть тут. Созданный в 1943 году, этот прадедушка современных миномётов прошёл Великую Отечественную войну и нынче его возраст перевалил за 70 лет. Те пацаны и девчонки, кто был в советские времена в лагере «Юнармеец» под Алма-Атой, помнят эту зелёную корягу, что ржавела на нашем плацу. Ею очень интересовались воробьи на тему угнездиться, но отдыхающая детвора норовила набить дуло щебнем, и пичугам решить жилищный вопрос была не судьба.

Эти стволы сливал в Африку Советский Союз после 1945 года. Если до тех пор Сталин поддерживал Испанию, Монголию, Китай, то потом список пополнили Корея, Вьетнам, Лаос, Куба, Сирия, Египет, Ангола, Мозамбик, Афганистан… Коммунизм во всем мире должен был победить во что бы то ни стало.

В рыночные времена поставлять современную технику в Африку или куда-либо ещё оказалось накладно: полстраны уже не загонишь пахать за гроши на военно-промышленный комплекс. Так что когда на рынке появился продукт ЦНИИ «Буревестник» под аббревиатурой 2Б11 и 2C12, то этот миномёт нового поколения Анголе не стали, похоже, радостно и даром всучивать.

Впрочем, на учениях ангольцам дают из него пострелять. Под наблюдением российских военных такой рекламный тест-драйв современного миномёта то и дело можно увидеть на полигонах нашего северного соседа. Военспецы внимательно следят за стрельбой своих ангольских гостей.

Опыты африканцев с модифицированным миномётом закончились печально. Зарядили ли они две мины разом? Застрял ли заряд в стволе миномёта, и они попытались его извлечь (на сленге это называется «сделать аборт» миномёту)? Теперь это будет выяснять следователь.

Контролировали ли так же тщательно стрельбы наши военные? Судя по тому, что раненых казахстанцев не оказалось, рядом нашего инструктора не было. Разрыв мины (или двух) покалечил сразу десятерых наших гостей.

Подчеркну – гостей, которым хозяева вручили незнакомое оружие и потребовали показать результат. Подчеркну ещё – не оказалось рядом и наших казахстанских офицеров калибра Кайрата Умбетова или Серика Султангабиева.

У легендарного и дипломированного Серёги мои вопросы про такое гостеприимство вызвали лёгкую гневливость: мол, не пиши, Руслан, про армию, про другое пиши.

Серёгин шеф Имангали Тасмагамбетов не погнушался явить свой светлый лик в палату ангольцев и пофоткаться с ними. Правда, об этом не стал рассказывать официальный сайт Армейских игр. Но вот informburo.kz рассказал.

Глядя на замотанных в бинты ангольцев на госпитальной койке, я как человек гражданский, которому вообще ни слова не стоит писать про дела военные, задал себе глупый вопрос: почему не было на Армейских играх команд из Франции и США, Германии и Бельгии? Германия, правда, прислала наблюдателей.

Конечно, можно всё списать на холодную войну 2.0: мол, так НАТО и Россия теперь друг друга ценят и уважают, что на одном гектаре спать не сядут. Но есть и другое, простое, человеческое объяснение. Тамошние военспецы к своей живой силе относятся более бережно, а к незнакомым видам вооружения – более настороженно. Новинку там изучают сперва на доске, в классе, с указкой, занудно и долго. А не на соревнованиях, в чужом государстве с чужим инструктором. Экстримом не балуются.

И мне бы очень не хотелось увидеть когда-нибудь серёгиных пацанов в положении ангольских мальчиков для битья где-нибудь на натовском полигоне, с образцами вооружения последнего поколения. В таких же полевых условиях: с корабля – на стрельбище. На примере Анголы очевидно, что такие игры взрослых мальчиков хоть и выглядят по-детски, но кончаются печально.

Думаю, до этого и не дойдёт. Свои новинки молодым да безусым казахстанцам натовские волки в таких экстремальных условиях соревнований просто не доверят.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: informburo.kz