Следующее заседание организации пройдёт 30 ноября в Вене.
На очередной встрече стран ОПЕК в Вене, как и на предыдущем саммите в столице Катара Дохе, договориться ни по изменению постоянно нарушаемых собственных квот на добычу, ни о замораживании объёмов добычи не удалось. Нынешняя квота в 30 млн баррелей в день формально действует с 2011 года, но на практике не выполняется. По данным самой ОПЕК, в апреле члены организации ежедневно добывали в совокупности 32,44 млн баррелей.
И это понятно. Конкуренция сейчас доминирует над «плановым» подходом. Нефтяной картель раскололся на несколько непримиримых группировок. Одни страны, например Венесуэла, настаивают на отказе от увеличения темпов добычи сырья. Другие – Саудовская Аравия, Катар – опасаясь потерять свою долю рынка, сопротивляются этому.
Разногласия относительно политики квотирования и ценообразования не позволяют членам картеля выработать общую точку зрения. Главным выводом обеих встреч можно считать то, что какие-либо соглашения по нефтяной политике между ОПЕК и внекартельными экспортёрами нефти, призрачные и раньше, после снятия санкций с Ирана стали ещё менее возможными. Борьба за покупателей идёт за счёт снижения цен, спецпредложений и скидок для отдельных покупателей,
Как и двумя месяцами ранее никаких судьбоносных решений принято не было. Разве что поменяли главу ОПЕК (им стал экс-глава государственной нефтяной компании Нигерии Nigerian National Petroleum Corporation, NNPC – Мохаммед Баркиндо) и приняли решение о принятии Республики Габон в члены картеля. Баркиндо приступит к обязанностям с 1 августа, Габон станет членом организации с 1 июля 2016 года.
Среди первых заявлений нового генсека прозвучало намерение «усилить сотрудничество со странами, не входящими в ОПЕК, особенно с Россией». Баркиндо подчеркнул, что «диалог и сотрудничество между нами и нашими коллегами вне ОПЕК должны быть укреплены».
В коммюнике организации отмечается, что участники конференции договорились продолжать внимательно следить за развитием событий на нефтяном рынке в ближайшие месяцы и при необходимости рекомендовать странам-членам картеля вновь встретиться и предложить дальнейшие меры влияния на рынок. Конференция призвала не входящие в ОПЕК страны присоединиться к этим усилиям, учитывая важность сотрудничества между всеми основными странами-экспортёрами, для того, чтобы сбалансировать нефтяные рынки.
По мнению многих аналитиков, сегодня «вряд ли корректно называть с ОПЕК картелем, как это было в 1970-е годы и позже, когда они могли диктовать цену на нефть», теперь это скорее «сообщество государств с весьма разобщёнными интересами». Тем не менее, котировки нефти почти не изменились – остались в районе 50 долларов за баррель. Цена на нефть поддерживается благодаря стечению обстоятельств: перебоям поставок сырья из Канады и Нигерии, продолжающемуся сворачиванию производства американскими сланцевиками, сокращению мощностей в Бразилии, Мексике, Казахстане – не входящих в ОПЕК странах-экспортёрах. Эти события, обеспечивая поддержку цены, играют в плюс.
Тем не менее, даже с учётом падения нефтяного производства, топливный переизбыток на глобальном рынке сохраняется и составляет не менее 2-2,5 млн баррелей в сутки. Главным виновником большинство западных экспертов называют Иран, который после отмены санкций резко нарастил добычу. При этом не «замечаются» рекорды иракской нефтедобычи. А ведь, если посмотреть на данные Агентства энергетической информации США (EIA), лидером по выплёскиванию «лишней» нефти на рынок среди членов ОПЕК оказывается именно Ирак. Средние объёмы добычи в 2015 году там достигли 4 млн барр /сутки, что на700 млн баррелей превысили показатели 2014 года. Таким образом, на Ирак пришлось почти 75% производства нефти всей ОПЕК.
Такая «невнимательность» становится понятна, если учесть лидирующую роль западных компаний в разработке месторождений Ирака, чья экспортная доля стала резко возрастать после «освобождения» страны в 2003 году. Рынок рискует столкнуться с новой волной расширения нефтяного предложения, так как наращивание добычи практически всеми участниками ОПЕК превышает спрос на энергоносители.
Пока же, как пишет The Wall Street Journal, государственная нефтяная компания Saudi Aramco в письме к европейским покупателям сообщила о снижении цен на сырую нефть с поставками в июле. Для северо-западной части Европы они снизятся на 0,35 долларов за баррель. Это снижение цен на нефть для европейских потребителей аналитики связывают с планами наращивания экспорта Ирана. Если сейчас он продаёт в Европу 400 000 баррелей в сутки, то в ближайшие месяцы намерен довести свои поставки до 700 000 баррелей. А это уже сравнимо с европейскими поставками (около 800 000) Саудовской Аравии в Европу в течение последнего года. Европейские скидки Saudi Aramco компенсирует за счёт более высокой цены на азиатских рынках, где и конкуренция с Ираном несравнимо ниже и есть растущий спрос на сырьё со стороны Китая, Индии и других стран региона.
При сохранении существующих тенденций в мировой экономике представляется маловероятным, что спрос на нефть может вырасти настолько, чтобы в ближайшей перспективе подбросить стоимость барреля выше 55 долларов. Скорее всего, следует ждать отката цены барреля к 45 долларам с возвращением котировок на уровень 50 долларов к концу 2016 – началу 2017 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник: informburo.kz