Казыбек Шайх: Проблемы КСК могут привести к социальному взрыву

118

Наиболее распространенные проблемы в работе КСК и пути их решения изложил в своем исследовании алматинский ученый, директор «Агентства креативных решений» Казыбек Шайх. На своем сайте он опубликовал «Анализ  деятельности КСК», который будет рассмотрен 20 июня на заседании президиума Общественного совета города Алматы. В интервью Today.kz эксперт объяснил, почему считает проблему ЖКХ потенциально политизированной.

— В первом же пункте анализа Вы пишете, что «КСК осуществляет свою деятельность в сфере наиболее чувствительной для укрепления политической лояльности или возбуждения протестных настроений населения, а значит и политических интересов государственного управления». Почему Вы так считаете?

— А кого легче вывести на митинги? Человека, который живет в нормальном доме, может выйти в хорошо оборудованный двор, где все чисто, или человека, у которого нет воды, света? Это не теория, это практика. Есть исследования, показывающие прямую корреляцию даже между пробками на дорогах и протестными настроениями.

— Но мы с системой КСК живем уже давно. Многие, конечно, недовольны, но чтобы дело до митингов доходило…

— Изначально идея перехода на КСК была правильной. Кооператив намного лучше и эффективнее, чем ЖЭК. Но система уже нуждается в реформах, потому что накопилось большое количество ошибок. Они уже дают интоксикацию обществу. И самое главное – недовольство жителей этой системой тоже достигло максимальной критической точки. Если так все будет продолжаться дальше, это приведет к взрыву. Мы должны сейчас принимать решения, чтобы не было этой интоксикации. Поэтому я поднимаю вопрос.

— С чего началось исследование?

— Когда я приходил в Общественный совет Алматы, я принял решение, что буду заниматься тремя основными блоками. Это модернизация системы КСК, привлечение инвестиций и развитие туризма в Алматы.

Была встреча с акимом Алматы Байбеком. Тогда подняли вопрос о КСК. Байбек поддержал и сказал, что очень часто люди оценивают работу акима не по тем большим реформам, которые он проводит, а исходя из того, как они чувствуют себя дома.

После этого была сформирована рабочая группа. Вообще их было три: при партии «Нұр Отан», при акимате и при Общественном совете. Понимая, что на административном уровне акимат и партия справятся лучше, я пошел с низов. Ходил по дворам, встречался с жителями, задавал вопросы, обсуждал их с председателями КСК, руководством ассоциации КСК.

Ситуации и проблемы были разные. Иногда жалобы на председателя КСК были своеобразным сведением счетов или борьбой за пост руководителя. Но встречались и случаи, когда председатель действительно не хотел встречаться с жителями и говорил, мол, мне это не нужно.

— Давайте перейдем непосредственно к Вашим выводам и рекомендациям. Вы пишете, что КСК могут помочь всему обществу в вопросах безопасности. Каким образом?

— Председатели КСК сами часто говорят, что не знают, кто живет в квартирах. Люди сдают их в аренду, и, кто там живет, что творится за закрытой дверью, никто не знает. А ведь раньше, помните, у ЖЭКов была функция регистрации жильцов. Конечно, прямо такую форму категорическую применять нельзя. У нас демократия, свобода перемещения граждан. Но тем не менее какая-то регистрация, когда человек сдает квартиру в аренду, нужна, чтобы мы знали, кто живет. Такая форма регистрации, плюс взаимодействие КСК с местной полицией, думаю, приведет к тому, что улучшится криминогенная ситуация.

— Логика понятна. А почему Вы считаете проблемой тенденцию укрупнения кооперативов собственников квартир?

— Есть КСК, в которых насчитывается до 100 домов. Представляете? Это несколько тысяч жителей. Чтобы их всех разместить на собрании, нужен Дворец республики. Они физически не могут соблюдать юридические процедуры, которые должны исполнять КСК. Понимаете? Поэтому многие нарушения и конфликты фиксируются именно в крупных КСК.

Поэтому у меня есть рекомендация – если КСК не может собрать более 80 процентов жителей, то его надо разукрупнять.

— Что еще Вы предлагаете?

— Многие жители возмущены тем, как руководители КСК покрывают судебные издержки. Если люди подают в суд на председателя КСК в связи с тем, что он плохо исполняет свои обязанности, то они платят из своего кармана. Там ведь не только госпошлина. Если дело доходит до республиканского суда, то это большие затраты – проезд в Астану, проживание в гостинице и так далее. А председатели очень часто пользуются услугами юристов, и деньги на это они берут именно из взносов жителей.

Получается, что жильцы собственными деньгами оплачивают своего оппонента в суде – опытного адвоката, который понимает юридическую систему. Я считаю, что если возникает спор, председатель КСК должен нести судебные расходы за свой счет. А вот уже если суд примет решение, что он прав, то жильцы просто компенсируют ему расходы.

Потом есть рекомендация для правительства. Она заключается в том, чтобы изменить статус жилищной инспекции, сделать ее самостоятельным управлением с собственным бюджетом. Сейчас в Алматы жилищная инспекция находится в составе структуры управления жилья.

— А зачем Вы предлагаете создать новый орган, координирующий работу КСК?

— Я много общался с председателями и выяснил, что бывают случаи, когда жители набирают долги в одном КСК и, чтобы их не платить, уходят в другой. Там как бы счет обнуляется. Или собственники квартир закрывают старый КСК и открывают новый. Но эти хвосты должны быть закрыты. И вот это кто-то должен регулировать.

— Если президиум Общественного совета согласится с Вашими рекомендациями, то что будет дальше?

— Если документ одобрят, то в соответствии с законом «Об общественных советах» его запустят в те инстанции, которые указаны адресатами – правительство, мажилис, акимат и маслихат.

Если брать политических деятелей, представителей политических партий, то им мне хотелось бы сказать, что они могут мобилизовать потенциал КСК для партийной работы или усиления политической стабильности в государстве. По сути, КСК – самая главная для них ячейка общества, которая сможет для них эту работу сделать.

Что касается рядовых граждан, то людям надо понять, что те конфликты, которые есть в КСК, иногда даже беспредел, все это во многом допущено самими жителями. Потому что они не приходят на собрания, не участвуют активно в управлении собственным жильем. В первую очередь жильцы должны понимать, что они — хозяева КСК.

Автор статьи:

Каиржан Смагулов


Источник: today.kz