Критике уполномоченного по правам человека Кыргызстана подверглись сотрудники казахстанской погранслужбы. Омбудсмен заявляет, что стал свидетелем бесчеловечного отношения пограничников к гражданам двух соседствующих стран, которые проходят контроль при пересечении границы. О ситуации на «Кордае» правозащитник поспешил доложить президенту Кыргызстана. В письме Алмазбеку Атамбаеву он в деталях изложил, как осуществляется пропуск людей через погранпункт: про километровые очереди, хамское отношение пограничников и условия, в которых люди ожидают своей очереди.
«Когда я пересекал границу, на посту находилось пять человек, однако только двое из них проверяли документы, остальные сидели и рассказывали анекдоты. Мною было замечено, что когда они проверяют сумки и другие вещи, проверяемым задают вопросы, не касающиеся непосредственного процесса, иногда даже спрашивают номера телефонов молодых девушек. Всё это, конечно же, приводит к тому, что гражданам приходиться стоять от 1,5 до 3 и более часов в очереди на границе под палящим солнцем в летнее время и в суровые морозы в зимнее время», – говорится в письме уполномоченного по правам человека Кыргызстана президенту Алмазбеку Атамбаеву. Текст письма опубликован на официальном сайте омбудсмена.
Всех, кто осмеливается отстаивать свои права, по его словам, пограничники наказывают, придумывая поводы, чтобы ещё продлить время пребывания этого человека в пропускном пункте. Казахстанские пограничники такие вредные, потому что мало зарабатывают – к такому выводу пришёл правозащитник после разговора с их местным руководством.
«Увидев издевательства, унижения и бесцеремонность в отношении людей, что является нарушением прав человека и гражданина, я обратился к одному из руководителей погранслужбы пункта «Кордай» Республики Казахстан для выяснения причин такого отношения со стороны сотрудников. Он объяснил это тем, что желающих работать на данном пограничном пункте не так уж много из-за низкой заработной платы. Считаю, что это не повод, из-за которого они могут действовать подобным образом», – отмечает омбудсмен.
Письмо уполномоченного по правам человека президенту Кыргызстана в Казахстане без внимания не осталось. Сначала его растиражировали СМИ, а буквально через несколько дней, 2 сентября 2016 года, по данным пограничной службы, этот вопрос стал поводом для встречи зампредседателя КНБ Дархана Дильманова и акима Жамбылской области Карима Кокрекбаева. Непосредственно в «Кордае» состоялся их разговор, по итогам которого, Дильманов пообещал взять под личный контроль сложившуюся ситуацию на пропускном пункте.
По сути, сложностей с прохождением границы через пропускной пункт, как у граждан Кыргызстана, так и Казахстана, возникать не должно. С августа 2015 года Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического союза наравне с Казахстаном, Россией, Беларусью и Арменией. Одно из главных условий договора ЕАЭС, как известно, – это ликвидация всех возможных барьеров для пересечения государственных границ внутри экономического объединения.
По закону, для оформления документов одного человека, пересекающего государственную границу Казахстана, независимо, речь идёт о внутренней или внешней границе ЕАЭС, процедура должна занимать 3 минуты. На оформление легкового автомобиля предусматривается 15 минут, грузового – 25 минут, автобуса – 35 минут. Насколько чётко выполняются эти требования, сказать сложно. Однако то, что на «Кордае» встраиваются длинные очереди из людей и машин – это факт, который пограничники не отрицают, называя ситуацию на пропускном пункте сложной. Правда, причиной тому, по их словам, является вовсе не низкий доход сотрудников – средняя зарплата военнослужащих пограничной службы, как отмечается, соответствует средней заработной плате по стране. Всё дело в технических возможностях пропускного пункта.
«Действительно ситуация, складывающаяся в пункте пропуска «Кордай», является сложной. Образование очередей перед пунктом пропуска «Кордай» обусловлено, главным образом, несоответствием типовым требованиям и существующим пассажирским и транспортным потокам инфраструктуры пункта пропуска», – говорится в ответе пограничной службы на официальный запрос informburo.kz.
В погранслужбе поясняют, что ежедневно через «Кордай» проходят порядка 30 000 человек и около 2000 автомобилей. Такой поток превышает пропускную способность пункта в 2,5-3 раза. Транспортные средства и грузы проверяются с помощью специального оборудования. Просвечивая их рентгеном, пограничники выясняют, нет ли внутри запрещённых предметов? Благодаря такой проверке в 2015 году на «Кордае» было обнаружено 70 килограммов тяжёлых наркотиков. За этот же срок гражданами Кыргызстана в пункте пропуска допущено более 1 500 фактов правонарушений. За 8 месяцевв 2016 года – более 1 100. Иначе говоря, соблюдение установленных требований позволяет пресечь нарушение законов.
Фото с сайта: bnti.ruПроверка грузового автомобиля с использованием рентген-телевизионного оборудования и инспекционно-досмотровых комплексов
В числе прочей критики со стороны кыргызского омбудсмена есть и ещё один, весьма, острый момент. Кубат Оторбаев считает, что металлическая конструкция на пропускном пункте «Кордай», в которой люди ожидают свой очереди, не соответствует не только стандартам пограничных пунктов, но и имиджу Казахстана, и просит убрать эту, как он выразился, «тюрьму Освенцима». Омбудсмен также просит создать условия гражданам, в том числе предпринимателям для пересечения границы, обеспечить слаженную и цивилизованную работу пограничной службы РК, которая соответствовала бы союзническим отношениям в рамках ЕАЭС, а также добрососедскому духу братских народов. Письмо с такими просьбами он направил своему казахстанскому коллеге – уполномоченному по правам человека Аскару Шакирову.
Получив это письмо, казахстанские правозащитники провели комплексную проверку. Чтобы узнать, как обстоят дела на «Кордае» на самом деле, они на общих основаниях перешли государственную границу из Казахстана в Кыргызстан и обратно. Неудобства в пункте пропуска, по их данным, имеют сезонный характер.
«На момент мониторинга на казахстанской стороне функционировали 12 окон для проверки и оформления документов из 16 установленных. На кыргызской – оба имеющихся. В целом, исходя из стандартной статистики перехода государственной границы в данном пункте, такое количество отвечает потребностям, однако в отдельные пиковые сезоны создаются ощутимые неудобства. Такие ситуации, как правило, имеют место в период с июля по август в отпускной сезон», – сообщили представители уполномоченного по правам человека РК, отвечая на официальный запрос informburo.kz.
Фото с сайта: currenttime.tvЛюди ожидают очереди внутри металлической конструкции на пропускном пункте «Кордай»
Что же касается, так называемой «тюрьмы Освенцима», то, по мнению казахстанского омбудсмена, металлическая конструкция действительно требует существенного переоборудования. Аскар Шакиров рекомендовал уполномоченным органам расширить коридор для прохода граждан до размеров, достаточных для обеспечения комфортного перехода людей даже в пиковые периоды, а также создать приемлемые помещения для ожидания. Вместе с тем, отвечая на письмо своего кыргызского коллеги, он обратился с встречной просьбой – оптимизировать аналогичный коридор со стороны Кыргызской Республики, так как «его существование в нынешнем виде также имеет соответствующий негативный характер».
«Выражаю Вам признательность за своевременное внимание к весьма важному вопросу соблюдения прав человека на межгосударственной границе, так как действительно пограничный пункт является в определённом смысле фасадом государства. Считаю общей задачей национальных правозащитных учреждений внесение вклада в развитие добрососедских отношений между нашими братскими странами и народами и рассматриваю Ваше письмо исключительно в данном контексте», – приводится цитата из письма Аскара Шакирова Кубату Оторбаеву в ответе на официальный запрос редакции.
Пешеходный коридор, по словам пограничников, на «Кордае» был оборудован металлической конструкцией более 10 лет назад для разделения пассажирского потока на «зелёный» и «красный» коридоры в интересах таможенного контроля и соблюдения установленного режима в пункте пропуска. Однако уже в ближайшее время пропускной пункт планируется реконструировать. Известно, что в первую очередь планируется увеличить количество кабин паспортного контроля и полос движения транспортных средств, расширить и эстетически оборудовать пешеходный коридор.
Источник: informburo.kz