Или нам только кажется, что готовы?
Умники и умницы
Когда вещи вдруг стали умными? Когда перестали быть привязанными к розетке? Нет, конечно. Аккумуляторную дрель умной не назовёшь. Хотя производители утюгов, сделав их сегодня беспроводными, точнее, бесшнуровыми, подают это как супердостижение современной инженерной мысли. А эти утюги всего-то способны или временно накапливать заряд в аккумуляторе, или запасаться на время жаром в свои инерционные элементы или спираль. И что тут инновационного? Да утюг изначально был беспроводной! Сто лет назад, двести, пятьсот… И всегда работал по этому же принципу.
Но вернёмся к умным гаджетам. Допустим, что их время пришло, когда появилась возможность подключать вещи к интернету. Однако обычный сотовый телефон можно считать умным? Хотя, если у него есть способность воспринимать введённый набор цифр, считывая речь (голосовой набор) – это ли не признак интеллекта?
И уж, понятное дело, смартфоны – то есть умные телефоны «по умолчанию». Впрочем, это, по сути, миникомпьютеры. А компьютеры изначально создавались именно как интеллектуальное устройство.
Но вот уже фотокамеры научились запоминать и отслеживать людей, попадающих в кадр, ориентироваться на их мимику – например, улыбку.
Вот уже холодильник умеет проверять расход содержимого и составлять список продуктов, необходимых для пополнения. А если что, то и сам отправит заказ по Сети.
Даже пылесосу теперь не требуется «ручное управление» – он прекрасно справится и без нас. К тому же по окончании уборки найдёт своё зарядное устройство и встанет на подзарядку. И если от первых моделей роботов-пылесосов толку было немного – они больше бестолково суетились по комнате, натыкаясь на препятствия и пугая кота, чем действительно чистили палас, то следующие версии уже уверенно собирали мусор между ножками стола и обследовали каждый угол. А нынешнее поколение этих самостоятельных уборщиков, говорят, было замечено за тем, что в отсутствии хозяев они технично заметают мусор под коврик.
Фото с сайта bolknote.ru
Да что там домашняя утварь. Теперь соображалка появилась даже у кофейного аппарата – ну, того самого, стоящего в каком-нибудь общественном месте, в которого мы бросаем монетку и жмём на кнопку «Капучино».
Не так давно мировая сеть кофеен Costa Coffee (которая, кстати, присутствует и у нас) совместно с Intel создала такой кофе-автомат, чтобы устанавливать его в тех местах, где нет возможности организовать полноценную кофейню. Этот хитрый аппарат Costa Express, вооружённый технологией Intel Audience Impression Metric Suite (Intel AIM Suite), снабжённый сенсорным дисплеем, камерой и микрофоном, сделает все, чтобы мы не смогли без него обойтись.
После того, как будет выбран какой-то вид напитка, он предложит к нему список дополнений, типа: а не хотите ли с лёгким привкусом фундука? Шоколада? С топлёным молоком или сливками? Сколько сахару? А может, ещё и печеньки к кофе? А как оплачивать желаете? Можно наличными, а можно – карточкой.
И самое главное здесь в том, что агрегат запомнит наши вкусовые предпочтения, объем порции и добавки, способ оплаты… и вообще – запомнит нас. И в следующий раз, когда человек попадёт в зону работы камеры аппарата, кофейник начнёт привлекать его внимание: от включения популярной мелодии и до испускания запаха соответствующего кофейного напитка. А затем обслужит его, как старого и горячо любимого клиента.
Но на этом дело не остановится. Аппарат передаст данные о клиенте по Сети во все другие автоматы Costa Express. И тогда за нами станет следить по всему миру не только «Большой брат», но и сеть кофеен Costa Coffee.
Что интересно, предложения этого представителя незамутнённого электронного разума всегда будут вовремя и к месту. А всё потому, что технология Intel AIM Suite не просто использует запоминание и определение пользователя, а проводит определённый анализ, такой как: определение пола и возрастной группы, измерение количества времени пребывания человека в данном месте, идентификация модели поведения, учёт даты и времени и прочее, и прочее… В общем, дорогие мои, мы попали…
Интернет для вещей
Нынешнее развитие компьютерных технологий представляет собой не только создание огромных дата-центров или мощных суперкомпьютеров. Теперь это ещё и «вживление» микрочипов и микроконтроллеров в любую обыденную для нас вещь. Не потому ли кондовая кастрюля неожиданно превратилась в целый агрегат, именуемый мультиваркой?
Фото с сайта vistanews.ru
Но самым перспективным в этом направлении можно назвать организацию возможности деятельности этих вещей в интернете, причём не по нашей указке, а самостоятельно. Нынче это – тренд. И название ему – интернет вещей.
Впервые термин «интернет вещей» (Internet of Things, IoT) предложил в 1999 году Кевин Эштон, на тот момент ассистент бренд-менеджера Procter&Gamble, а нынче известный футуролог. Он предсказал скорое начало эры, когда бытовые приборы уже не будут пассивными устройствами, а станут высокоинтеллектуальными гаджетами, без участия человека подключающимися к интернету. В тот момент такое высказывание многим показалось чересчур уж оптимистичным, лишённым какого бы то ни было основания. И тем не менее первым аппаратом, способным самостоятельно подключаться к Сети, был не смартфон, не мобильный телефон и даже не компьютер, а обычный тостер, доработанный аж в 1990 году Джоном Ромки, выпускником Массачусетского технологического института.
Фото с сайта livinginternet.comПервым подключился к сети обычный тостер
Впрочем, уже в 2003 году, когда численность населения Земли составляла около 6,3 млрд человек, к интернету было подключено 500 млн устройств – то есть по 0,08 таких гаджетов на каждого человека. При таком нехитром расчёте устройства многие специалисты пришли к выводу, что говорить о появлении эпохи интернета вещей ещё рано.
Замечу, по-хорошему, они должны были отбросить, как минимум, половину жителей планеты, представляющих собой граждан слаборазвитых стран, маленьких детей и немощных стариков. Тогда конечный результат был бы в два раза выше.
А вот в 2010 году, при численности народонаселения нашей планеты в 6,8 млрд человек, количество подключённых устройств выросло до 12,5 млрд. То есть по 1,84 устройства на душу, независимо от того, сколько на земле реальных интернет-пользователей. К тому же, исследования показали, что, подобно закону Мура, объем трафика в Сети удваивается каждые пять с половиной лет (5,32 года, если быть точным). И с этого момента об IoT заговорили все – от футурологов до разработчиков гаджетов и программного обеспечения.
Более того, специалисты не только заговорили на эту тему, но и стали её активно развивать. Начиная с 2009 года в Брюсселе проводятся ежегодные конференции, посвящённые концепции интернета вещей. Сегодня внедрение IoT считается актуальным этапом зрелости новых технологий.
Однако следует признать, что пока это внедрение проводится уж очень разрозненно, если не сказать, хаотично.
Впрочем, о проблемах и перспективах реализации IoT поговорим в следующий раз.
Источник: informburo.kz