Известный казахстанский правозащитник Евгений Жовтис считает, что говоря о борьбе с экстремизмом и терроризмом, необходимо помнить о том, что это проблема не только силовых структур, но и общества.
По его мнению, новый закон построен только по пути повышения контроля, увеличения компетенции, добавления полномочий и более ужесточающих норм. Но он не содержит ни социальную, ни политическую составляющую. Не говоря уже о том, чтобы учитывать в нём народного мнения.
«Любой нормальный человек стремится к безопасности, к спокойствию. Тут у нас нет никаких конфликтов по этому поводу. Мы говорим о том, что борьба с экстремизмом и терроризмом – проблема общая, проблемы общей борьбы. И терроризм, и экстремизм имеют не только уголовную и религиозную составляющую, но и социальную и политическую составляющую», – считает Жовтис.
Правозащитник отметил, что в новом законе нужно поработать и над запретом религиозной литературы. Он уверяет, что запрещая далеко не религиозные книги, Казахстан может наступить на грабли.
«Мне представляется, что из закона нужно максимально убрать этот компонент. Это должен быть один из элементов, одна из идеологий, которая, возможно, будет лежать в основе террористической деятельности, но одна из. Иначе мы наступаем на те грабли, на которые на Западе зачастую наступают, когда говорят об исламском радикализме или экстремизме. Это неверный подход вообще. Нужно говорить о политическом использовании различных идеологий, в том числе религиозных», – пояснил правозащитник.
Вопросы у Евгения Жовтиса возникли и касательно миграции. По законопроекту власти намерены ужесточить наказание за неимение прописки и взяться за выдворение иностранных граждан из Казахстана. Собственников квартир предлагают обязать прописывать жильцов в течение 10 дней, а иностранцев выдворять из страны после трёх месяцев пребывания в стране.
«Нас критикуют все кому не лень. И дело даже не в том, что нас критикуют. Дело в том, что это уже не соответствует современным реалиям. Люди перемещаются в таких количествах, что использовать эти старые, архаичные меры контроля… Пример: мы даже не можем установить день, с которого мы будем отсчитывать эти десять дней, месяц или три месяца. Потому что тогда участковый должен каждый день посещать мою квартиру и узнавать, кто из родственников, знакомых или друзей вдруг ко мне приехал, чтобы отсчитывать тот день, в течение которого я должен зарегистрироваться. Нужно смотреть на эту проблему шире и искать более современные технологии и техники контроля миграционных процессов. Я очень опасаюсь, почему делается попытка дать какие-то полномочия на местный уровень, когда наша Конституция четко закрепляет, что любое ограничение прав и свобод человека может быть установлена только в законе. Это всё должно быть в Законе. Но там только процедура. Не могут дополнительные ограничения прав и свобод вводиться на местном уровне», – пояснил Жовтис.
Правозащитник уверен, что акцент нужно сделать и на нововведениях в уголовное законодательство. По его мнению, увеличение срока заключения осуждённого не влияет на само снижение преступности.
Ранее сообщалось, что после событий в Алматы и Актобе в Казахстане намерены внести поправки в ряд законопроектов. По линии миграции предлагается увеличить штрафные санкции за проживание без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность. Одновременно предлагается сократить срок пребывания без регистрации, за который предусмотрено предупреждение, до месяца. Также устанавливается административная ответственность собственников за проживание в их жилищах лиц без регистрации, и вводятся штрафные санкции.
Источник: informburo.kz