От читающего города – к «умному» городу

29

Мероприятие оказалось очень интересным в целом ряде однообразных событий такого рода в городе. И, думаю, полезным для города, учитывая современный тренд к так называемой «умной урбанистике».

Инновационный форум (Иннофорум), посвящённый развитию Алматы, продолжил тренд на создание из нашего города умного, удобного и комфортного мегаполиса по примеру многих ведущих агломерацией мира.

Справка

Smart city – это концепция умного города, предполагающего интеграцию информационных систем, школ, библиотек, транспорта, медучреждений, энергетики, водоснабжения, управления отходами, общественных служб, экологии и других форм инфраструктуры для эффективного управления города и комфортного проживания горожан.

Smart city – умный город – казалось бы очень новая и в то же время интересная концепция, которая включает в себя все особенности, необходимые для совершенствования мегаполиса. И в атмосфере «умности» было особенно полезно послушать интересных спикеров, реализовавших себя в этой области. К примеру, выступление спикера из Вены.

Венский гость рассказывал об умном и удобном устройстве своего славного города. Расписывал прекрасные условия проживания в нём. И аудитория внимала гостю, затаив дыхание, а по окончании – вздохнула с лёгкой грустью и даже, как мне показалось, с нотками зависти.

Ведь действительно, если верить спикеру, всё в этом городе продумано до мелочей. Удобный общественный транспорт. Тенистые аллеи и пышные парки. Великолепная архитектура и уцелевший исторический облик города. И конечно же – экология. То, чем в первую очередь интересуется житель большого мегаполиса.

И не зря Вена занимает первые места в списке самых удобных городов. Например , согласно данным агентства Mercer, Вена в пятый раз подряд занимает первое место в мире по качеству жизни. Город получил лучшие оценки в области инфраструктуры, общественного транспорта, финансов, безопасности, благосостояния, досуга, и самое главное – в культуре.

Действительно, вспоминая столицу Австрии первое, что приходит на ум – это Венская опера, и конечно – Венский бал, ставший некой культурной франшизой, кочующей по всему миру.

Вену по праву называют культурной столицей Европы. В этом городе проходит большое количество мероприятий, и город, как сегодня принято говорить языком урбанистики – выгодно позиционирует себя культурной территорией.

Понятно, что Вена появилась не вчера. Этот город впитывал в себя разные исторические эпохи столетиями. И бренд города сложился исторически и автоматически. И в этом отношении городу легче выгодно продавать то, что уже имеется у него. И имеется давно.

Конечно, умный город предполагает и умное к нему отношение. Но сегодня само понятие «ум», как и вообще интеллект, получило широкую трактовку, и имеет много вариаций. На эту тему было написано много работ. И в области «интеллектуальной урбанистики» (позволю себе создать такой термин) существуют разные мнения. Но одно можно сказать точно – умный город происходит от умного, бережного и прагматичного отношения жителей к городу.

И само собой разумеется, что в концепцию интеллектуальной урбанистики также включают культурный и духовный интеллект. Именно духовный и культурный уровень жителей города предполагает и умное отношение к городу. А значит и повышение интеллекта самого города. Ведь город формируют не машины, а люди.

И в этом отношении Вена, о которой шла речь выше, является классическим примером высокого культурного интеллекта. Ведь культурный уровень тесно связан и с философией Smart city.

Не последнюю роль в развитии культурного облика города занимает чтение и книги. В обсуждении концепции умного города почему то часто опускают этот момент, а между тем это один из ключевых факторов развития города. В этом отношении интересен опыт Мельбурна.

Власти города решили дополнить уже сложившуюся репутацию Мельбурна как «творческой и инновационной столицы Австралии» образом города – центра международного культурного туризма. Комплекс из 19 суббрендов Мельбурна должен был представить всё многообразие креативного, культурного, устойчиво развивающегося города. За это время была проделана большая работа.

Это и развитие сети книжных магазинов, и доступ к библиотекам, и улучшение их функциональности. Проведение книжных фестивалей и литературных конкурсов. И конечно же усиление роли местных писателей – и их всесторонняя их поддержка.

А Мельбурнский фестиваль писателей стал международным узнаваемым брендом.

И неудивительно, что Мельбурн стал обладателем звания «Город Литературы ЮНЕСКО».

А валовый продукт города вырос на 10% и составил 56,8 млрд долларов. За два года доходы от внешнего туризма выросли на 5% – до 3,4 млрд долларов.

Можно ли все эти достижения связать с усиление культурной части города? И в том числе с повышением интереса к чтению? Думаю – да.

Книга является уникальным источником знаний, позволяющий повысить не просто компетентность человека, но и его аналитические возможности и, что самое главное – его сознательность. Книга позволяет повысить для понимания информации для использования не только в личных, но и в общественных целях. Книга создаёт ответственного глубокого читателя, и неравнодушного горожанина.

Но не каждая книга может способствовать воспитанию человека. Речь конечно же идёт о хорошей художественной литературе.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Science, именно художественная литература, в отличие от книг других жанров, помогает лучше понимать других людей в реальной жизни. Исследователи объясняют этот феномен тем, что в отличие от лёгких жанров, художественная литература требует от читателя интеллектуальной работы и творческого мышления и пробуждает интерес к изучению и пониманию внутреннего мира других людей. И само собой, что всё это учит умному добрососедству и способствует интеллектуальной урбанистике.

Книга входит в число 12 показателей, характеризующих, по мнению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье нации. ООН рассматривает грамотность взрослого населения (наряду с продолжительностью жизни) в качестве индекса развития человеческого рода.

Конечно же, нельзя сказать, что в Казахстане, и в частности в Алматы, не читают, и не издают книги. Мы были когда-то одним из самых читающих городов не только Казахстана, но и всего СССР. Но, увы, сегодня мы отдали пальму первенства. Если говорить о современном издательстве, то речь идёт о профессиональной учебной литературе, но никак не о художественной, доля которой стремительно сокращается.

Книжные полки заполнены литературой низкого качества, в 90 процентах – импортной. А о создании образа читающего горожанина на основе низкопробной, порой даже – бульварной литературы, говорить не приходится.

На уровне правительства ранее была создана программа «Читающий город». Но результаты программы не ощутимы. Поэтому, сегодня назрело время вернуть нашему городу славу центра литературы и самого читающего города.

Здесь не нужно изобретать велосипед. Стандартные технологии повышения уровня чтения уже апробированы другими странами. Но это не только дело государства, но и самих жителей. Ведь любовь к книге прививается с детства, в семье, а потом уже – в школе, в библиотеке.

Чтение должно стать модным трендом для горожанина.

Нужно усилить роль библиотек, использовать новые, инновационные подходы к популяризации библиотек, увеличить сеть книжных магазинов и киосков. Нужно проводить книжные фестивали, литературные конкурсы, творческие вечера и т. д. Книга должна быть везде – на остановке, в любом госучреждении, в заведениях общепита, в поликлиниках, в специальных боксах в парках и местах досуга.

И конечно же нужно взращивать отечественные таланты, поддерживать творческих горожан, пишущих о городе.

Я уверен, что с повышением уровня чтения и уважения к литературе, повысится и уровень сознания горожан, а значит и уважение к городу.

Это важный компонент той концепции, которую я бы назвал умным сосуществованием, мудрым добрососедством.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: informburo.kz